<данные изъяты> к делу №2-3449/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «22» декабря 2011 года г.Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Поплавко Т.А., при секретаре Скнарь А.В., с участием заявительницы Лиевой Л.П., представителя администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Христенко З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Лиевой <данные изъяты> о признании незаконным решения органа местного самоуправления У С Т А Н О В И Л: Заявительница Лиева Л.П. обратилась в Майкопский городской суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления. В обоснование заявления указала, что родилась в 1940 году в городе Якутске, имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей более 23 лет. Прибыла на постоянное место жительства в город Майкоп в 1984 году и с 21.11.1989 года состоит в администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При выезде из районов Крайнего Севера субсидию для приобретения жилого помещения не получала, жилое помещение в г. Нерюнгри сдала в установленном порядке администрации города. Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Главы муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ отказано в признании наличия права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпунктом «з» пункта Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Считает вышеуказанное решение комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» незаконным в части п. 18. Просит его отменить и обязать администрацию МО «Город Майкоп» включить её в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» как имеющую право на участие в подпрограмме в соответствии с пунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» В судебном заседании заявительница поддержала свои требования, просила заявление удовлетворить и дала пояснения соответствующие описательной части решения. Представитель администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Христенко З.А. возражала против удовлетворения заявления. В обоснование возражений указав, что решение жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное распоряжением Главы муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, которым Лиевой Л.П. отказано в признании наличия права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпунктом «з» пункта Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» является законным и обоснованным, так как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 1992 года, правом на получение жилищной субсидии не обладают. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Лиевой ФИО7 о признании незаконным решения органа местного самоуправления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (утратил силу с 1 января 2003 г.) предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2). Определяя объем средств, которые должны расходоваться на жилищные субсидии гражданам названной категории, статья 2 закрепляет и ряд условий: субсидии предоставляются тем, кто выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждается в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеет в соответствии с данным Федеральным законом право на получение жилищных субсидий. Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абз. 4 п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья (утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278); абз. 3 п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937); ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1996 г. "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году"). Судом установлено, что Лиева Л.П. в период с 13 августа 1958 г. по 10 сентября 1984 г. работала в Республике Саха (Якутия), относящейся к районам Крайнего Севера, после чего выехала оттуда на новое место жительства, таким образом, её стаж работы в указанных районах составляет 23 года 9 месяцев 16 дней. В 1984 году Лиева Л.П. прибыла на постоянное место жительства в г. Майкоп и с 21.11.1989 года состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. При выезде из районов Крайнего Севера субсидию для приобретения жилого помещения не получала, жилое помещение в г. Нюренгри сдала в установленном законом порядке администрации города. Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Главы муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ Лиевой Л.П. отказано в признании наличия права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подпунктом «з» пункта Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по тому основанию, что граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 1992 года, правом на получение жилищной субсидии не обладают. Между тем с таким выводом заявительница не согласна, полагает, что ранее действовавшее законодательство предоставляло ей данное право. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С.Стах и Г.И.Хваловой" ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 25 июля 1998 г. признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет. Из содержания этого Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г., не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации. Однако, ранее действовавшее законодательство закрепляло одно из условий: субсидии предоставляются тем, кто выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заявительницей Лиевой Л.П., она выехала из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1984 году, т.е. ранее 1 января 1992 г. Следовательно, право на предоставление субсидии заявительница не имеет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Лиевой ФИО8 о признании незаконным решения органа местного самоуправления отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 27 декабря 2011 года. Председательствующий: подпись Т.А. Поплавко Копия верна: судья Т.А.Поплавко