признание действий незаконными



Майкопский городской суд республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Мусаелян В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богус Руслана Шугаибовича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея о признании незаконным бездействия и понуждения заключения договора купли- продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Богус Р.Ш. обратился в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея с требованиям признать незаконным бездействие ответчика и обязать понудит заключить договор купли-продажи земельного участка. В обоснование иска пояснил, что на основании договор купли-продажи является собственником недвижимого имущества расположенного на земельном участке площадью 1.7381 га по адресу: <адрес>.

В 2009 году обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея с заявлением, о платной передачи земельного участка в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ и закона о приватизации.

В нарушение месячного срока рассмотрения заявления и принятия решения ответчик длительное время не рассматривал его заявление, по формальным основаниям возвратил пакет документов. Истец просит суд, иск удовлетворить, признать незаконным бездействие ответчика и понудить последнего заключить договор купли-продажи.

Ответчик в лице представителя Полуэктовой И.А. иск не признала, пояснив, что истец пропустил срок для обращения в суд по вопросу оспаривания действий (бездействия) государственного органа. Истцу не отказали в предоставлении земельного участка, а требуют устранения недостатков предоставляемом пакете документов. Более того в силу положения о территориальном управлении окончательный вопрос о передачи земельного участка решают не они, а Москва в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентства по управлению государственным имуществом, в судебное заседание не явилось, надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав лиц участвующих по делу исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом Богус Р.Ш. является собственником объектов недвижимости расположенных на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

Так согласно договора купли продажи, истцу принадлежит здание склада, общей площадью 867.2 кв.м литер Ж (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058856), здание ангара-склада общей площадью 486.8 кв.м литер К (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058852), здание магазина общей площадью 33.2 кв.м. литер Е (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058857), здание склада общей площадью 431.4 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058882), здание склада, литер Б общей площадью 1094.7 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058859), здание склада общей площадью 1148.11 кв.м. литер Д (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058858), здание ангара-склада общей площадью 409.5 кв.м литер З (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058855), здание склада общей площадью 737.3 кв.м литер В (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058853), здание проходной, общей площадью 9 кв.м. литер Е1 (свидетельство о государственной регистрации права от 30 июня 2006 года серии 01-АА № 058854).

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 18.01.2005 года № 149-р были утверждены границы земельного участка площадью 17381 кв.м. по адресу: <адрес>, для размещения складских помещений и магазина.

Распоряжением Главы администрации «г. Майкоп» от 03.10.2005 года № 5000-р земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 17381 кв.м. был передан в аренду сроком на 25 лет Богус Руслану Шугаибовичу, для размещения производственной базы и магазина. На основании указанного распоряжения был заключен договор аренды земельного участка от 14.10.2005 года № 003753.

Таким образом земельный участок был сформирован в соответствии со ст.33 ЗК РФ и поставлен на кадастровый учет (кадастровая выписка о земельном участке от 30 марта 2009 года).

Соглашением от 11 июня 2008 года Администрация МО «Город Майкоп» уступила, а Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, приняло на себя права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка от 14.10.2005 года № 003753.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

24 марта 2009 года Богус Р.Ш. обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея с заявлением о платной передачи земельного участка в собственность.

16 апреля 2009 года в адрес истца было направлено письмо, из которого следует, что ТУФА по УФИ по Республике Адыгея приостановило рассмотрение заявки о приватизации земельного участка в связи с необходимостью устранения замечаний.

24.04.2009 г. истец повторно обратился с заявкой, пакет документов был направлен на рассмотрение.

Согласно письму от 15 06.2009 года № 12/ 752 пакет документов был возращен с указанием на несоответствие Приказу № 370 и отсутствия нотариально удостоверению согласия супруга на совершение сделки предусмотренной ст. 35 СК РФ.

26.06.2009 года истец заявлением сообщил, что не состоит в зарегистрированном браке.

Согласно исх. от 21.07.2009 года № 1863 пакет документов был направлен в Росимущество.

Письмом от 07.12.2009 года № 10/1549 Росимущество возвратило пакет документов на доработку с указанием на несоответствие Приказу № 370.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Кодекса, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (статья 36 Кодекса).

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №11).

Суд, сопоставив список документов, испрашиваемых Управлением, с перечнем документов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения», действующего на момент подачи заявления Богус Р.Ш. о приобретении земельного участка и приходит к выводу о том, что истцом были, представлены все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Федеральное агентства по управлению государственным имуществом в лице Управление не вправе требовать представления согласия супруга, а также иные документы не указанные в перечне, утвержденном приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370, в связи с чем, отсутствовали основания для приостановления рассмотрения заявления предоставлении земельного участка.

В данном случае, по мнению суда, надлежало либо осуществить подготовку договора купли-продажи, либо отказать при наличии оснований предусмотренных девствующим законодательством на момент рассмотрения заявления.

К тому же, как установлено судом первоначальное заявление истца было подано 24.03.2009 года, а окончательный ответ Управления поступил в декабре 2009 года, т.е. спустя 9 месяцев.

В тоже время п.6 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Длительность рассмотрения Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея заявления, за пределами месячного срока предусмотренного ст. 36 ЗК РФ, приостановления рассмотрения заявления свидетельствует о бездействии ответчиков.

При этом суд приходи к выводу, что под предлогом предоставления дополнительных документов, не предусмотренных приказом № 370, ответчики прикрывали свое бездействие

Представителем ответчика- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея - Полуэктовой И.А. заявлено требований о применение срока исковой давности, поскольку истец пропустил 3-х месячный срок для обжалования действий (бездействий) однако суд не может согласиться с данным утверждением по следующим основаниям

Исходя из содержания и оснований возникновения права, предусмотренного статьей36 ЗК РФ, указанное требование относится к разновидности требований собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, не связанных с лишением владения, на которые исковая давность не распространяется (статьи208, 304 ГК РФ), соответственно истец не пропустил срок исковой давности.

Утверждения представителя ответчика, что Территориальное управление не имеет полномочий самостоятельно решать вопросы о реализации федерального имущества так же, по мнению суда не соответствует действительности.

В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея – «Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Республике Адыгея (далее – Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации Продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений».

В соответствии с п. 4. и п. 4.1 Территориальное управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий. Федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,

Иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, Территориальное управление осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Агентством.

На основании п. 1.1.6 Приказа № 185 от 25.07.2008 года «Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - Территориальное Управление) осуществлять на территории Республики Адыгея следующие функции Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство):

В порядке, установленном Агентством, осуществляет продажу земельных участков, а также права аренды таких участков, в том числе:

- по требованию Агентства направляет документы, прилагаемые к распоряжениям о приватизации земельных участков, в Агентство для экспертизы;

- выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;

- заключает договоры купли-продажи земельных участков, о чем информирует Агентство».

Из изложенного следует, что Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, обладало и обладает достаточными полномочиями самостоятельно решать вопросы по передачи земли в собственность, в том числе и посредством заключения договоров купли-продажи земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, которой направлена оферта (проект договора), эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту, после получения от другой стороны протокола разногласий вправе передать разногласия на рассмотрение суда. Если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункты 1, 4 статьи 445 Кодекса).

Обязанность территориального управления совершить действия, направленные на заключение договора купли-продажи земельного участка, основана на нормах закона.

Учитывая, что до настоящего момента на заявление истца о передаче ему в собственность за плату земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, не направлен проект договора купли-продажи, то суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, суд приходит к выводу что Управление обладает полномочиями для направления в адрес истца проекта договора купли-продажи земельного участка и последующего заключения договора, соответственно обязанность по заключению договора надлежит возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Богус Руслана Шугаибовича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, Федеральному Агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным бездействия и понуждения заключения договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея и Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в уклонении от предоставлении в собственность Богус Руслана Шугаибовича за плату земельного участка (кадастровый номер 01:08:0507001:1) общей площадью 1.7381 га расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея заключить договор купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 01:08:0507001:1) общей площадью 1.7381 га расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течении 10 дней, с момента изготовления мотивированного решения начиная с 29.12.2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2011 года.

Председательствующий: А.Н.Середа.