К делу № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «10» января 2012 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Богус Ю.А. при секретаре Поповой Ю.В., с участием истца Голуб С.А., представителя истца Аутлева Р.А., представителя администрации МО «Город Майкоп» - Божковой Ю.В., представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голуб Сергея Анатольевича к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, УСТАНОВИЛ: Голуб С.А. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании в субсидиарном порядке за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование своих требований указал, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его мать - Голуб Т.П. и отец – Голуб А.М. решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. В настоящее время проживает у родственников, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет своего жилья. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в общем списке и в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетным номером-6 (учетное дело №). Также он включен составом семьи из одного человека в список претендентов по МО «Город Майкоп» на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009года №74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений». Однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением. В силу вышеизложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. В судебном заседании истец изменил заявленные исковые требования и просил обязать администрацию Муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей, в порядке, предусмотренном Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея №219 от 24.10.2011 г. Представитель администрации МО «Город Майкоп» в судебном заседании иск не признал. Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что все обязательства перед администрацией МО «Город Майкоп» Министерством образования и науки РА были исполнены в полном объеме. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные Голуб С.А. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Голуб С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. Решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Голуб А.М. и Голуб Т.П. лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетних детей: Голуб Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГг.р., Голуб А.А., Голуб Е.А., Голуб Т.А., Голуб Н.А., Голуб В.А. Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 12.07.2011г., утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Голуб С.А., составом семьи 1 человек состоит в Администрации МО «Город Майкоп» на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения в общем списке и в списке граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Адыгея, истец не имеет на праве собственности жилые помещения. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.). В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. На основании ст. 3 Закона Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ). На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, которым утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением N1 к настоящему Порядку. Пунктами 3.и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.09.2011 года № 462 утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на четвертый квартал 2011 года, которая составляет 22100 рублей. При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав семьи истца составляет 1 человек. При определении размера социальной выплаты, подлежащей предоставлению истцу, суд исходит из следующих расчетов: 33 кв. м. х 22100 руб. = <данные изъяты> рублей. При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере <данные изъяты> рублей, обязанность по предоставлению которой должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно на Министерство образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Голуб Сергея Анатольевича к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить. Обязать администрацию образования «Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Голуб Сергею Анатольевичу социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Ю.А. Богус
"О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с реализацией дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение № 1) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.