социальные выплаты



<данные изъяты> к делу № 2-200/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.01.2012г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Поплавко Т.А.,

при секретаре Скнарь А.В.,

с участием прокурора г. Майкопа Лузиной Е.С.

истицы Овчаровой Н.А.

представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп»- по доверенности – Тешева С.Р.

представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея - по доверенности Самоквитовой Л. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Майкопа в интересах Овчаровой ФИО7 о признании бездействие Администрации МО «Город Майкоп» и Министерства образования и науки Республики Адыгея по не предоставлению жилого помещения противоречащим требованиям законодательства, и предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Майкопа обратился в суд в интересах Овчаровой ФИО8 к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Овчаровой Н.А. жилого помещения противоречащим требованиям законодательства, и обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея выделить Администрации МО «Город Майкоп» денежные средства для приобретения жилья для Овчаровой Н.А. на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц и администрацию МО «Город Майкоп» на выделенные денежные средства приобрести жилое помещение и предоставить его Овчаровой Н.А.. В обосновании иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой по г. Майкопу на обращение Овчаровой Н.А., установлено, что Овчарова Н.А. проживая по адресу: <адрес>, <адрес>, , состоит на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации МО «Город Майкоп» и включена в льготный список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 4 человека. Однако, до настоящего времени Овчаровой Н.А. жилое помещение не предоставлено.

В судебном заседании истица Овчарова Н.А. уточнила заявленные требования и просила, признать бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению ей жилого помещения противоречащим требованиям законодательств и взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Овчаровой Н. А. за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты>, исходя из следующего расчет: <данные изъяты>. руб. стоимость 1 кв.м. в Республики Адыгея, составом семьи 4 человека.

Прокурор г. Майкопа Лузина Е.С. поддержала уточненные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Тешев С.Р. в судебном заседании уточненные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании просила в удовлетворении уточненных требований отказать, поскольку Министерство образования и науки РА регулярно выделяет администрации муниципального образования «Город Майкоп» субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, Овчарова Н.А. состоит в браке, от брака имеет двух детей и составом семьи 4 человека состоит на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации МО «Город Майкоп» и включена в льготный список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из паспорта истицы усматривается, что она зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес>

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА, Гиагинский отдел, истица не имеет на праве собственности объекты недвижимости.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-Ф «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Из показаний представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л.В. следует, что Законом РА от 17.12.2010 г. % 394 « О республиканском бюджете РА на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 годов» МО «Город Майкоп» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме <данные изъяты> тыс. руб., и субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп».

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 сентября 2011г. N462 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года" утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея - <данные изъяты>

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд исходит из того, что состав его семьи составляет 4 человека.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд исходит из следующих расчетов: <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере <данные изъяты> рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

То обстоятельство, что социальная выплата на приобретение жилья является одной из форм обеспечения жильем и что социальная выплата на приобретение жилья должна предоставляться гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (которые как и дети-сироты на основании ст. 57 ЖК РФ имеют право на внеочередное предоставление жилья) во внеочередном порядке указано и в определении Верховного суда РФ от 02.02.2011 года № 49-Г11-3.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора г. Майкопа в интересах Овчаровой ФИО9 к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения -удовлетворить.

Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлении Овчаровой Н.А. жилого помещения противоречащими требованиям законодательства,

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Овчаровой Надежды Анатольевны за счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Т.А. Поплавко

<данные изъяты> верна: судья Т.А. Поплавко