<данные изъяты> к делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ФИО13 <адрес> Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: Председательствующего судьи – Куадже Т. А., при секретаре Кваш А. А., с участием представителя заявителя – Столяровой Г. Н. (по доверенности), представителя Администрации МО «<адрес>» - Тешева С. Р. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дручининой ФИО14 об оспаривании действий органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л : Дручинина Н. Ф. обратилась в Майкопский городской суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и ей на праве собственности принадлежит 1/2 доля одноэтажного жилого дома, общей площадью 66,4 кв.м., расположенного в <адрес>. В указанном доме она проживает совместно с внуком – Дручининым Н. Н., который является сособственником другой доли. Данный дом ветхий с печным отоплением, без водопровода, санузла, и заявительница в силу пожилого возраста, и наличия тяжелой формы хронического заболевания не имеет физической возможности заготавливать дрова, носить воду. При обращении в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия вынесла заключение о том, что жилое помещение не благоустроенное. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<адрес>» в признании заявительницы нуждающейся в предоставлении жилого помещения отказано в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения по адресу регистрации и проживания выше учетной нормы, установленного в муниципальном образовании. Однако с данным отказом Дручинина Н. Ф. не согласна по причине того, что дом, в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не обеспечен инженерными системами, в нем отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, дом не газифицирован. В связи с указанным Дручинина Н. Ф. просит суд признать незаконным вышеуказанный отказ жилищной комиссии, признать нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову ВОВ, обязав, Администрацию МО «<адрес>» включить ее в список ветеранов ВОВ на получение одноразового денежного пособия с даты первичного обращения. В судебном заседании представитель заявителя уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ протокол №, утвержденное распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в удовлетворении заявления о признании Дручининой Н. Ф. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязав Администрацию МО «<адрес>» признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма как вдову участника Великой Отечественной войны. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил суд в их удовлетворении отказать. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Дручинина Н. Ф. имеет право на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. По данным справки отделения ТИ по <адрес> филиала по РА ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ домовладение № по <адрес> зарегистрировано на праве личной собственности за гражданами: Дручинина Н. Ф. – 1/2 доля и Дручининым Н. Н. – 1/2 доля на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ №. Справка о составе семьи Управления по работе с сельскими населенными пунктами Администрации МО «<адрес>» РА № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что фактически проживающими в домовладении № по <адрес> гражданами являются Дручинин Н. Н., Дручинина Н. Ф., Синдеева С. В., Синдеев Р. Н., Синдеева Л. Н., Синдеев Е. В. Из справки Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по данным Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» Дручининой Н. Ф. земельные участки на территории жилищного строительства не предоставлялись. На основании уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, запрашиваемые сведения о правах Дручининой Н. Ф. на имеющиеся у нее объекты недвижимости предоставлены быть не могут, поскольку в Едином государственном реестре прав записи и регистрации прав этого субъекта отсутствует. Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного распоряжением главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Дручинина Н. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника ВОВ и имеет льготы, установленные для вдов участников ФОВ на основании ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Дручинина Н. Ф. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в домовладении № по <адрес>, общей площадью 66,4 кв.м. принадлежащем на праве собственности по 1/2 доли ей и внуку Дручинину Н. Н. <адрес> вышеуказанной доли жилого помещения находящейся в личной собственности Дручининой Н. Ф. составляет 33,2 кв. м., что выше учетной нормы установленной в муниципальном образовании «<адрес>» в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения (10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения). Решением Комиссии по жилищным вопросам Дручининой Н. Ф. отказано в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как вдове участника ВОВ на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 и пп.2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения по адресу регистрации и проживания выше учетной нормы, установленной в МО «<адрес>». Однако, суд не может признать обоснованным вышеуказанное решение администрации города. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ№ 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ отражено, что порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Доводы представителя ответчика о том, что Дручинина Н. Ф. уже обеспечена общей площадью жилого помещения по адресу регистрации и проживания по <адрес> выше учетной нормы, что явилось основанием для отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий жилищный учет, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Так, при указании в своем решении данного основания, Администрация МО «<адрес>» не приняла во внимание вышеизложенные требования действующего законодательства об обеспеченности жилого помещения инженерными системами. В частности, комиссией по жилищным вопросам Администрации МО «<адрес>» не был принят во внимание такой факт, как расположение жилого <адрес> в границах города в жилищном фонде, где имеются централизованные сети холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и отопления. А этот дом в должной степени системами инженерной коммуникации не обеспечен. Учитывая, данные обстоятельства суд приходит к выводу, что жилой <адрес> является жилым помещением, не отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством РФ. Следовательно, Дручинина Н. Ф. по пп. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ подпадает под категорию граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма как гражданин, проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принимая во внимание, что доказательства правомерности вынесенного комиссией по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» решения об отказе в удовлетворении заявления о признании Дручининой Н. Ф. нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдовы участника Великой Отечественной войны не представлены, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, Заявление Дручининой ФИО15 об оспаривании действий органа местного самоуправления, удовлетворить. Решение Комиссии по жилищным вопросам Администрации Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ протокол №, утвержденное распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части отказа в части отказа в удовлетворении заявления о признании Дручининой Н. Ф. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отменить. Обязать Администрацию Муниципального образования «<адрес>» включить Дручинину ФИО16 признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма как вдову участника Великой Отечественной войны. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ Председательствующий подпись Т. А. Куадже <данные изъяты>: судья Т. А. Куадже