о взыскании субсидии на приобретение жилья



К делу г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«3» апреля 2012 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Богус Ю.А.

при секретаре Поповой Ю.В.,

с участием

прокурора – Казачек А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Майкопа в интересах Петрова ФИО7 к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти незаконным, возложении обязанности выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Майкопа в интересах Петрова П.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании бездействий незаконными и возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма. В обоснование своих требований указал, что Петров П.П.., с ДД.ММ.ГГГГ, проживая по адресу: <адрес>, пе<адрес>, <адрес>, состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации г. Майкопа, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи из 1 человека. В настоящее время истец не имеет жилья на праве собственности или закрепленного на праве пользования жилого помещения. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства). В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №159–ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 22.08.2004г.) дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем «Дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанные в ст.1 Закона Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, является Минобразования РА, который распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств и иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета, выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья, в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Просит признать бездействие Минобразования и науки РА и Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Перову А.А. жилого помещения незаконным и обязать Министерство образования и науки РА выделить денежные средства Администрации МО «Город Майкоп» на приобретение жилого помещения для Петрова П.П. на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц и Администрацию МО «Город Майкоп» на выделенные денежные средства обеспечить Петрова П.П. жилым помещением в соответствии с порядком определенным Постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. № 74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Истец в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ изменил заявленные требования и просил обязать администрацию МО «Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить ему социальную выплату на приобретение жилья в размере 767250 руб.

Истец и ответчики извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явились, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в котором исковые требования Прокурора г. Майкопа в интересах Петрова П.П. не признал и указал, что Министерство образования и науки РА, являясь казенным учреждением, выполняет функции администратора субвенций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, предусмотренных законом о республиканском бюджете. Расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, по Министерству образования и науки РА не предусмотрено.

Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные Прокурором г. Майкопа в интересах Петрова П.П. требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Петров П.П. родился ДД.ММ.ГГГГ. Петров П.П. составом семьи 1 человек состоит на учете в администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ в общем списке и в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетным номером - .

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ -р, Петров П.П. включен в список претендентов по муниципальному образованию «Город Майкоп» на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА № 74 от 21.04.2009г. «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений с даты постановки на жилищный учет в соответствии с положениями п. 9 «Положения осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» утвержденного Указом Президента РА от 21.04.2009г. № 34. Социальную выплату Петрову П.П. предоставить при подходе его очереди и наличии денежных средств на эти цели.

Из справки Председателя комиссии оп опеке и попечительству МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Петров П.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей: оба родителя лишены родительских прав, согласно решению <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ За указанным гражданином право собственности на объекты недвижимости в г. Майкопе и Майкопском районе не зарегистрировано и в г. Майкопе за ним не имеется закрепленного жилья.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319
"О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с реализацией дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, которым утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением N1 к настоящему Порядку.

Пунктами 3.и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой
и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение № 1) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2011 г. N 562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года», установлена стоимость одного квадратного метра при выплате или приобретения жилого помещения, которая составляет - 23250 рублей.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей выплате истцу, суд исходит из того, что состав ее семьи составляет 1 человек: 23250 х 33=767250 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истица имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 767250 рублей, обязанность по предоставлению которой должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно на Министерство образования и науки Республики Адыгеи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора г. Майкопа в интересах Петрова ФИО8 к Администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея, удовлетворить.

Обязать администрацию образования «Город Майкоп» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Петрову ФИО9 социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 767 250 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Богус