о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья



Майкопский городской суд

Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2012 года г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагов А.А., при секретаре судебного заседания Евмененко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кошевой Анжелы Андреевны к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Кошева (Мухина) М.Ю. обратилась в суд с иском к ответчикам, указав, что заседанием комиссии по жилищным вопросам администрацией МО «Город Майкоп» от 25.01.2012 года было отказано в признании ее нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием к отказу послужило, то обстоятельство, что за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, ст.Гиагинская, <адрес>. Считает данное решение не законным, т.к. ни каких прав на пользование и распоряжение данной квартирой не имеет, принадлежит другой семье, общая площадь которой на одного человека составляет менее 10 кв.м. Сама она давно переехала в г.Майкоп, проживает в месте с семьей на съемной квартире по адресу: <адрес>. За ней и членами ее семьи право собственности на объекты недвижимости на территории Республики Адыгея не зарегистрировано. Просит суд признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей составом семьи 4 человек; включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 4 человек и в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; взыскать с ответчиков социальную компенсацию на приобретение жилого помещения в размере 1 720500 рублей с учетом среднерыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения на первый квартал 2012 года, которая составляет 23250 рублей.

В судебное заседание истица не явилась, ее представитель по доверенности Хачмамук Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А.Н., в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать на том основании, что за истцом сохранено право проживания и пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и указав, что финансовое обеспечение данных гарантий являются расходными обязательствами субъекта РФ. Согласно ст.19 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов РФ законами субъектов РФ. В соответствии с Законом РА от 08.04.2008г. №163полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот наделены городские округа и муниципальные районы РА, которые несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Законом РА «О республиканском бюджете РА на 2012г. и плановый 2013 и 2014г.г.» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и в местный бюджет муниципального образования «Город Майкоп» направлено 12947.2 тыс. руб.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено материалами дела, Кошева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, оба родителя лишены родительских прав согласно решения суда: мать - от ДД.ММ.ГГГГ, отец – от ДД.ММ.ГГГГ Имеет состав семьи 4 человека: она, супруг Кошев Владимир Асланович, ДД.ММ.ГГГГг.р., дочь Кошева Милана Владимировна, ДД.ММ.ГГГГг.р., дочь Кошева Альбина Владимировна, ДД.ММ.ГГГГг.р.

23.01.2012 года истица обратилась в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением о признании ее нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 25.01.2012 года, утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 31.01.2012 года №146-р, истице было отказано в признании ее нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что она имеет закрепленное жилье, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Суд полагает, что отказ в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по этому основанию является незаконным по следующим основаниям.

Так, согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Как видно из распоряжения главы администрации МО «Гиагинский район» от 17.06.2004г. №236 над несовершеннолетней Мухиной Анджелой Андреевной, 27.01.1990г. рождения учреждено попечительство Сотонина Н.Н. с выплатой денежных средств на содержание несовершеннолетних детей и за Мухиной А.А. было закреплено жилое помещение в <адрес> по <адрес> (л.д.15).

Как пояснила представитель истца Хачмамук Л.В., в выше указанном жилом доме проживала их мать – Мухина Людмила Михайловна, а в момент учреждения опеки над несовершеннолетней Мухиной А.А., в указанном жилом помещении стала проживать ее сестра - Сотонина Н.Н. и члены ее семьи: супруг, дети, а также Мухина О.А. и Мухина М.В. При этом, на каком праве пользовались указанные лица данным жилым помещением, истцу не известно. Сама истица после достижения ей совершеннолетия переехала на постоянное место жительство в г.Майкоп, а с октября 2011г. зарегистрирована по месту проживания съемной квартиры.

Из справки администрации МО Гиагинское сельское поселение от 03.05.2012г. усматривается, что в домовладении по <адрес> ст.Гиагинское прописаны и проживают: ФИО21

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствует (л.д.26).

Из сообщения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РА видно, что сведениями о регистрации права собственности на домовладение, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не располагают, так как техническая инвентаризация данного объекта не проводилась(л.д.41).

Как следует из справки Администрации МО «Гиагинский район» №25 от 25.04.2012г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в реестре муниципальной собственности МО «Гиагинский район» не значится, на балансе не состоит (л.д.47).

Таким образом, установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод суду о том, что правовых оснований для закрепления жилого помещения за несовершеннолетней Кошевой А.А. у органов местного самоуправления не было, следовательно, нельзя признать факт того, что за истицей имеется закрепленное жилое помещение

Согласно адресной справки №2116 Кошева А.А. с 22.10.2011г. числится зарегистрированным по адресу: <адрес>, где согласно представленной суду выписки из домовой (поквартирной) книги, по мимо нее зарегистрированы и проживают 8 человек (л.д.16).

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Адыгея истец, а также члены семьи – супруг Кошев В.А. и несовершеннолетних детей – Кошева М.В. и Кошева А.В. объекты недвижимости на праве собственности не имеют (л.д.17-18).

При таких обстоятельствах, на основании положений п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ истец составом семьи 4 человек, как относящийся к категории детей-сирот, должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст.19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст.1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007г. №138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст.5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007г. №138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Пунктом 3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст.38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст.38.2 БК РФ).

На основании ч.2, 3 ст.219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ст.158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Главным распорядителем указанных расходов согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 ноября 2011г. №242 «Об Уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по обеспечению жилым помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

В связи с изложенным, суд полагает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея несет субсидиарную ответственность по настоящему иску.

Из материалов дела и пояснений представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея, установлено, что в 2012 года администрации МО «Город Майкоп» от Министерства образования направляются средства республиканского и федерального бюджета для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 года №219 «О Порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено «По желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилого фонда ему может быть предоставлена на основании надлежащего оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящему Порядку».

Пунктом 8 «Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея.

В настоящее время кабинетом Министров Республики не установлена стоимость одного квадратного метра жилого помещения, поэтому суд руководствуется Приказом Министерства регионального развития РФ.

Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2011г. N562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года», установлена стоимость одного квадратного метра при выплате или приобретения жилого помещения, которая составляет - 23250 рублей.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав его семьи составляет 4 человек и следующих расчетов: 18кв.м х 4 х 23250 руб. = 1674 000 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1674 000 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кошевой Анжелы Андреевны к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья, удовлетворить.

Признать Кошеву Анжелу Андреевну, составом семьи 4 человека, нуждающейся в предоставлении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 4 человек и в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Кошевой Анжелы Андреевны, за счет субвенций, социальную выплату на приобретение жилья в размере 1674 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.05.2010г.

Председательствующий подпись Р.А. Гуагов

ФИО22