о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 19 июня 2012 года

Судья Майкопского городского суда, Республики Адыгея, Нехай Р.М.

С участием истицы Никулиной \Семикиной\ <данные изъяты>

Представителя истицы Масловой <данные изъяты> по доверенности Смирновой О.В.

При секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулиной\Семикиной\ <данные изъяты> и Масловой Зинаиды Семеновны к МИ ФНС РФ по РА о признании права собственности

У С Т А Н О В И Л

Никулина\Семикина\ <данные изъяты> и Маслова <данные изъяты> обратились в суд с иском к МИ ФНС РФ по РА о признании права собственности. В обоснование указали, что 27.09.2005г. умер Семикин <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти от 17.01.2012г. выданное отделом ЗАГСа <адрес>. Они являются близкими родственниками умершего Семикина В.А. и наследниками первой очереди по закону, где Никулина (Семикина) Н.И. – являлась умершему на момент смерти – супругой, а Маслова З.С. – является матерью умершего. В 1993г. между Никулиной (Семикиной) Н.И. и умершим Семикиным В.А. был заключен брак, где в период брака они приобрели строения, сооружения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>, согласно нотариально заверенного договора купли – продажи от 11.11.1999г. Соответственно, 1/2 доля приобретенного по настоящему договору купли – продажи должна принадлежать ей, как супруге, так как возмездное приобретенное недвижимое имущество в период брака является совместной собственностью супругов. После его смерти открылось наследство, состоящее из указанного имущества: строения, сооружения и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>, согласно нотариально заверенного договора купли – продажи от 11.11.1999г., так как 1/2 доля всей недвижимости должна принадлежать ей как пережившей супруге, а другая 1/2 часть домовладения должна делиться пополам между супругой и матерью умершего. Приказом МО «<адрес>» управлением архитектуры от 24.01.2012г. уточнен точный адрес указанного земельного участка, где правильным следует считать адрес: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>. Сразу после смерти Семикина В.А. они к нотариусу для оформления своих прав на наследство не обратились, а обратились через несколько лет после смерти Семикина В.А., но им было отказано в выдаче свидетельств о праве на наследство ввиду позднего обращения. Они вступили во владение и управление наследственным имуществом, приняли меры по сохранению наследственного имущества, защите о посягательств и притязаний третьих лиц, произвели за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. На момент смерти супруга, у истицы была фамилия – Семикина, где позже, после ее смерти она сменила фамилию Семикина на другую фамилию Никулина, в связи с вступлением в новый брак 18.08.2006г.

На основании изложенного истицы просят суд признать за ними право собственности в порядке наследования на строения, сооружения и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>, за супругой Никулиной Н.И. признать права собственности на 3/4 доли указанного недвижимого имущества, а за матерью Масловой З.С. признать право собственности на 1/4 долю указанного имущества.

Никулина \Семикина\Н.И. в судебном заседании поддержала свои исковые требования и пояснила, что земельный участок со служебными строениями и сооружениями ее супруг Семикин В.А. приобретал в период их брака и потому 1\2 доля принадлежит ей как супружеская доля. На этом земельном участке они начали строительство за счет собственных средств жилого дома, проект которого уже ранее был утвержден бывшим собственником данного земельного участка и передан ее супругу Семикину В.А. Она хочет разделить это имущество по справедливости и потому согласна на признание за Масловой З.С. матерью Семикина В.А. право собственности на 1\4 долю этого недостроенного жилого дома как и другого наследства после смерти Семикина В.А.

Представитель истицы Масловой З.С. также поддержала исковые требования и пояснила, что не возражает в признании за Никулиной /Семикиной\ Н.И. право собственности на 3\4 доли всего указанного ею имущества, оставшегося после смерти сына Семикина В.А.

Суд, выслушав истцов, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом, согласно договора купли-продажи служебных строений и сооружений и земельного участка от 11 ноября 1999 года, зарегистрированного в БТИ по <адрес>, Семикин Владимир Алексеевич являлся собственником земельного участка площадью 1500 кв.м и служебных строений и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>, приобретенного у гр.Семикиной Людмилы Николаевны. При этом, имелось разрешение на строительство жилого дома размерами 11800 на 10000 м., на данном земельном участке.

Согласно свидетельства о заключении брака от 12 августа 1995 года, Семикин В.А. и Петришева Наталья Ивановна зарегистрировали брак и истице было присвоена фамилия Семикина.

Семикин В.А. вместе с своей на тот период, супругой Семикиной Натальей Ивановной стали строить жилой дом согласно указанного типового проекта.

Согласно справки из БТИ по <адрес> от 29 февраля 2012 года, на земельном участке в ст.Ханская, <адрес>, имеется недостроенный жилой дом под литером «А», который строится с отклонением от разрешительной документации, процент готовности дома составляет 37%.

Однако, Семикин В.А. умер 27 сентября 2005 года, что подтверждается свидетельством о его смерти и 17 января 2012 года.

Маслова <данные изъяты> является родной матерью Семикина В.А. что подтверждается свидетельством о рождении Семикина В.А.

В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ст.1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В состав наследства после смерти Семикина В.А. входили предметы домашнего обихода, личные вещи и 1\2 доля земельного участка площадью 1500 кв.м, с построенными на нем служебными строениями и сооружениями \колодец и уборная\ находящимся по адресу: <адрес>. ст.Ханская, <адрес>, т.<адрес> доля принадлежит истице как супружеская доля.

В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону, являются дети, супруг и родители наследодателя.

Никулина \Семикина\ <данные изъяты> и Маслова <данные изъяты> являются наследниками первой очереди по закону после смерти Семикина В.А. т.к. Семикин В.А. при жизни не составил завещания.

В соответствии со ст.1153 ГК РФ наследование осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Ни Маслова З.С. не Никулина \Семикина\ Н.И. в установленные законом сроки не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Однако, Маслова З.С. и Никулина \Семикина\ Н.И. фактически приняли наследство в виде предметов домашнего обихода, личных вещей, земельного участка, осуществляя за ним уход, осуществив огораживание участка и осуществляя ее содержание. Эти обстоятельства подтверждаются показаниями истцов.

В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите от посягательства или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.

Суд считает, что истцы доказали в суде о фактическом принятии наследства в виде земельного участка и служебных строений и сооружений после смерти Семикина В.А.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что имеются законные основания для признания за истцами права собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м, служебные строения и сооружения в ст.Ханская, <адрес>. При этом, за Масловой З.С. признается право собственности на 1\4 долю, а за Никулиной \Семикиной\Н.И. с учетом ее супружеской доли на 3\4 доли.

На указанном земельном участке имеется объект незавершенного строительства – жилой дом, процент готовности 37%, который был построен также Семикиным В.А.

В соответствии со ст.130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу.

Недостроенный жилой дом в ст.Ханская, <адрес>, является объектом незавершенного строительства как объект недвижимого имущества и на него в соответствии со ст.222 ГК РФ может признаваться право собственности.

Недостроенный жилой дом строится с отклонением от разрешительной документации и потому в соответствии с ч.1 ст.222 ГК РФ относится к категории самовольных построек.

В соответствии с п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 года О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях и она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

Истцы как наследники фактически принявшие наследство после смерти Семякина В.А. имеют право требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном \бессрочном\ пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка…

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что истцы приняли в наследство земельный участок, на котором возведен незавершенный объект строительства – жилой дом, с процентом готовности в 37%. Судом не установлено обстоятельств, указывавших бы на нарушение прав и интересов других лиц, возведением данного недостроенного жилого дома. Также не установлено, что данный объект недвижимости создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что за истцами возможно признание права собственности на данный недостроенный жилой дом в соответствии с долями: Масловой З.С. – на 1\4 долю, Никулиной \Семикиной\Н.И. на 3\4 доли.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Признать за Никулиной \Семикиной\ <данные изъяты> право собственности на 3\4 доли земельного участка площадью 1500 кв.м и недостроенного жилого дома \процент готовности 37%\ с строениями и сооружениями, расположенных по адресу: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>.

Признать за Масловой <данные изъяты> право собственности на 1\4 долю земельного участка площадью 1500 кв.м и недостроенного жилого дома \процент готовности 37%\ с строениями и сооружениями, расположенных по адресу: <адрес>, ст.Ханская, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: подпись: Нехай Р.М.

Копия верна:

Судья: Нехай Р.М