о предоставлении путевки



Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2012 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Сизо С.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Майкопа в интересах Тлишева ФИО6 к Государственному учреждению регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Майкопа обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением в интересах Тлишева Б.Е. к Государственному учреждению регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РА об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.

При этом пояснив, что проведена проверка по заявлению Тлишева Б.Е. об отказе ему, инвалиду 3 группы, в предоставлении 2011 году путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено следующее, Тлишев Б.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> Тлишев Б.Е. обратился в Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РА, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, предоставив необходимые справки установленного образца. Однако до настоящего времени путевка ответчиком не представлена по причине того, что на момент подачи заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателя набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2011 году.

На основании изложенного просит суд, обязать ответчика предоставить Тлишеву Б.Е. санаторно-курортную путевку за 2011 год в санаторно-курортную организацию, включенную в перечень утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а так же специальные талоны на право бесплатного получения проездные документы на авиационном, автомобильном и водном транспорте для проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.

В судебном заседании помощник прокурора Лузина Е.С., заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Государственному учреждению регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея Шеуджен Л.А. полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Обеспечение санаторно-курортным лечением граждан — получателей государственной социальной помощи регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ). Согласно Разъяснениям о правах граждан — получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, данными в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2005 года № 4677-ВС. затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета.

Таким образом, финансирование расходов на предоставление гражданам — получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом.

На законодательном уровне имеются прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. При этом данные указания содержатся в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год, которые имеют такую же юридическую силу, как и Федеральный закон № 178-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлено, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.

Согласно Федерального закона № 334-Ф3, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета Российской Федерации.

Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея осуществляет предоставление путевок на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета по Целевой статье расходов «Оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

Пунктом 19 Правил установлено, что средства Фонда на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда.

Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующему предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан, все категории имеют равные права на получение санаторно-курортного лечения.

Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, на основании заявления и справки по форме № 070/у - 04. в которой указывается на наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, а также на профиль и рекомендуемый сезон.

Таким образом, для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции РФ. запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления.

Заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение от Тлишева Б.Е. поступило в феврале 2011 года на основании справки для получения путевки 070/у-04.

На основании данного заявления и справки на получение путевки отделением Фонда Тлишев Б.Е. поставлен в очередь на получение санаторно-курортной путевки.

Распределение путевок федеральным льготникам осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2004 № 328 (далее - Порядок). Согласно Порядка и в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение регистрируются и предоставляются исполнительными органами Фонда по месту жительства гражданина — получателя набора социальных услуг на основании медицинской справки по форме № 070/у-04 с указанием основного заболевания, для профилактики которого рекомендуется санаторно-курортное лечение, в порядке очередности. Создание указанной очередности не противоречит действующему законодательству.

Исходя из численности отдельных категорий граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг, региональному отделению Фонда на 2011г. были выделены ассигнования на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения в размере 14959, 3 тыс. руб.

В 2011 г. на учете на получение путевок по разным профилям заболевания состояли 2290 льготников. Из них 891 заявление удовлетворено от общего количества поданных заявлений. По состоянию на 30 декабря 2011г. отделением Фонда на конкурсной основе заключены контракты с санаторно-курортными учреждениями на предоставление 981 путевки (в том числе с сопровождающим лицом) на сумму 14959,3 тыс. руб. Выделенные бюджетные ассигнования на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан отделением Фонда освоены 100%.

Так, обеспеченность путевками льготников к концу 2011 года составила 39% от количества поданных заявлений.

В силу того, что объемы выделяемых ассигнований ограничены и заявление от Тлишева Б.Е. поступило в феврале 2011 года, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена в 2012 году в порядке очередности в соответствии с датой подачи заявления.

Согласно Федеральному закону № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год. Гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного и ввиду ограниченных объемов выделяемых средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, отделение Фонда не имело возможности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2011 году. Отсутствие возможности предоставления данной услуги по объективной причине не является задолженностью государства перед получателем набора социальных услуг.

Заслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд полагает иск прокурора подлежащим удовлетворению в части.

Как установлено в судебном заседании Прокурором города Майкопа проведена проверка по заявлению Тлишева Б.Е. об отказе ему, <данные изъяты> в предоставлении 2011 году путевки на санаторно-курортное лечение. В ходе проверки установлено следующее, Тлишев Б.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 3 группы, обратился в Региональное отделение фонда социального страхования РФ по РА, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, предоставив необходимые справки установленного образца. Однако до настоящего времени путевка ответчиком не представлена.

Согласно списка граждан — получателей набора социальных услуг по городу Майкопу находящихся в стадии ожидания путевки по состоянию на 01.01.2012 года, предоставленного Региональным отделением фонда социального страхования РФ по РА, гр. Тлишеву Б.Е. учреждением здравоохранения 26.01.2011 года выдана справка о том, что он нуждается в санаторно-курортном лечении, которая в настоящее время находится Региональное отделении фонда социального страхования РФ по РА. Данные обстоятельства в судебном заседании ответчиком не оспаривались.

В силу п.8 ст.6.1 федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно пп.1 п.1 ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальный услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6.3 указанного выше Федерального закона учет граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В соответствии с п. 3, 4 ст. ст. 6.3 указанного выше Закона гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, на 01 октября текущего года составляется Пенсионным Фондом РФ федеральный регистр граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с 01 января по 31 декабря следующего года, который ежегодно уточняется территориальными органами Пенсионного фонда РФ, поскольку территориальными органами Пенсионного фонда РФ формируются личные дела граждан, имеющих право на получение социальных услуг.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п.5 ст. 6.3 ФЗ № 178-ФЗ).

В соответствии с п.3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 гола «О государственной социальной помощи», порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается правительством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации (п. 3.1)

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3).

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 31 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (п.3.7).

Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 864 утверждены «Правила финансового обеспечения расходов» в виде набора по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Пунктом 4 Правил устанавливается, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с п. 1.2. Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.02.1994 №101, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что получателем средств федерального бюджета является Фонд социального страхования.

Аналогичные положения содержатся в Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», согласно которому именно Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты путевок стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения.

Этими же законами предусмотрено использование остатков межбюджетных трансфертов, образовавшихся на начало 2012 годов в результате неполного использования. Указанные объемы средств учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда сверх сумм, установленных на соответствующий год (ст. 8)

Согласно Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864 Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами (п.19).

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда.

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 20).

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).

Данные положения Правил согласуется со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, дающей понятие главного распорядителя как организации распределяющей ассигнования и лимиты только между подведомственными получателями.

Таким образом надлежащим ответчиком по настоящему делу является Государственному учреждению регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея.

Согласно п. 20 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 председатель Фонда вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда.

Фонд принимает решение о предоставлении гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в виде уведомления, поскольку с заявлениями о санаторно-курортном лечении с документами, подтверждающими это, граждане обращаются в Фонд, что не оспаривал в суде представитель ответчика и осуществляет финансовое обеспечение путевок на санаторно-курортное лечение, что не оспаривал в суде также представитель ответчика.

Доводы представителя ответчика о том, что Тлишеву Б.Е. путевки не предоставлялись, так как путевки выделялись в первоочередном порядке лицам, до этого не прилучавшим санаторно-курортное лечение, суд во внимание принять не может как не основанные на законе. Что касается ссылок ответчика на существующую очередь для получения путевки, то суд признает данные доводы неубедительными, так как действующее законодательство об обеспечении реабилитационных мероприятий, не связывает возможность их получения инвалидом с наличием очереди.

Доводы ответчика о не возможности обеспечения инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение в связи с их отсутствием в достаточном количестве суд не может принять во внимание, поскольку, в силу действующего законодательства РФ, ответчик не вправе отказывать гражданам, имеющим право на получение путевок, в их выдаче, в случае недостаточности финансовых возможностей ответчик имеет право на отсрочку исполнения своих обязанностей, совершая выдачу путевок по мере поступления из бюджета денежных средств, в том числе и путем создания из обратившихся граждан очереди на получение путевок, исходя из времени поступления заявок.

Вместе с тем, доказательств недостаточности с 2011 года и по настоящее время межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели и отсутствие, в связи с этим, финансовых возможностей для исполнения обязанности по выделению путевок инвалидам ответчиком не представлено.

Согласно Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», остатки межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, образовавшиеся на 1 января 2009 года в бюджете Фонда в результате: «неполного использования Фондом в 2010 году бюджетных ассигнований на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, а также проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим на это право, используются Фондом в 2011 году на указанные цели, включая завершение расчетов по договорам, заключенным в 2010 году».

Таким образом, суд полагает, что в 2011 году у ответчика имелось достаточно денежных средств на обеспечение всех обратившихся к нему граждан путевками на санаторно-курортное лечение, в связи с чем, в создании очереди граждан на получение путевок необходимости не имелось, поскольку недоиспользование Фондом социального страхования РФ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению доказывает наличие у него достаточных финансовых возможностей для обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение всех граждан, обратившихся в его органы.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что у инвалида Тлишева Б.Е. имеется законное право получить путевку за 2011 год, а у ответчика соответствующая этому праву обязанность и финансовые возможности выдать путевку на санаторно-курортное лечение, однако, по вине ответчика, в нарушение законодательства РФ, путевка не выдана до настоящего времени.

Порядок принятия решений ответчиком существенно (в части срока принятия решения) нарушен, так как незаконное бездействие ответчика продолжается более года, хотя в силу требований, установленных п. 3.8 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328, ответчик должен был в 2011 году, в течение 10 дней с момента получения заявления от инвалидов, выдать путевку.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права Тлишева Б.Е. на получение путевки были нарушены ответчиком, который принял у истцов заявления о выделении путевки на санаторно-курортное лечение, однако уклонился от ее выдачи, действий по выдаче путевки или изысканию средств для приобретения путевки не произвел, в связи с чем, заявленные прокурором требования в интересах Тлишева Б.Е. обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск, города Майкопа в интересах Тлишева ФИО7 к Государственному учреждению регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РА, предоставить Тлишеву ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сопровождающему ему лицу за счет казны Российской Федерации санаторно-курортную путевку за 2011 года в санаторно-курортную организацию включенную в перечень утвержденный министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

- специальные талоны на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационное, автомобильном и водном транспорте для проезда к месту лечения и обратно.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий - подпись А.Н. Середа

<данные изъяты>