взыскание социальной выплаты



к

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.07.2012 г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Поплавко Т.А.,

при секретаре Скнарь А.В.,

с участием представителя истца Афанасьева А.Ю. по доверенности Хачмамук Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева ФИО11 к Администрации МО «Тахтамукайский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья.

У С Т А Н О В И Л:

Афанасьев А.Ю. обратился в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «Тахтамукайский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать Афанасьева С.А. и отец Афанасьев Ю.А. были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Тахтамукайского района находился под опекой Шевченко Г.Г.. ДД.ММ.ГГГГ он заключил брак с Афанасьевой (Левицкой) Е.А., имеет несовершеннолетнюю дочь Афанасьеву Ульяну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Апелляционным определением Верховного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ Администрацию МО «Тахтамукайского района» обязали продлить ему срок для постановки на жилищный учет на получение жилья, как гражданина, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и находящегося под опекой, не имеющего жилого помещения. Однако, Администраций МО «Тахтамукайский район» в постановке на учет, как нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему было отказано. Считает, что имеет право на получение за счет субвенций социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку за ним и членами его семьи не числится объектов недвижимости. Просит обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Тахтамукайский район» субвенцию, а Администрацию МО «Тахтамукайский район» предоставить ему и членам его семьи социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца Афанасьева А.Ю. по доверенности Хачмамук Л.В. уточнила исковые требования и просила удовлетворить обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Тахтамукайский район» субвенцию, а Администрацию МО «Тахтамукайский район» предоставить Афанасьеву ФИО12 социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 г. № 219.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район». В представленных возражениях представитель ответчика указал, что Афанасьев А.Ю. не мог быть принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилья, так как был им обеспечен согласно договору приватизации от 08.06.2004 г.. Решением Тахтамукайского районного суда от 07.09.2011 г., данный договор приватизации был признан недействительным в части включения в него несовершеннолетнего Афанасьева А.Ю.. На момент вынесения решения суда истцу уже исполнилось 23 года, в связи с чем он пропустил установленный законом срок для постановке на учет. Считают, что апелляционное определение судебной коллегии Верховного суда РА о постановке Афанасьева А.Ю. на учет является незаконным.

Представитель ответчика Министерства образования и науки РА в судебное заседание не явился, телефонограммой ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства образования и науки РА.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Афанасьева А.Ю. по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о рождении VIII–АГ , выданного Энемским поселковым Советом Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ истец Афанасьев А.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в пос. Энем, Красногвардейского района у родителей Афанасьева Ю.А. и Афанасьевой С.А.

Как установлено в судебном заседании истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения обоих родителей, т.е. является сиротой.

Судом установлено, что мать истца Афанасьева С.А. лишена родительских прав решением Тахтамукаайским районным судом от ДД.ММ.ГГГГ а его отец Афанасьев Ю.А. был лишен родительских прав Тахтамукайским районным судом ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» истцу с ДД.ММ.ГГГГ был назначен опекун ФИО7

Судом так же установлено, что истец состоит в зарегистрированном браке с Афанасьевой (Левицкой) Е.А. и имеет несовершеннолетнюю дочь Афанасьеву Ульяну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Кроме того, по делу также установлено, что решением Тахтамукайского районного суда от 09.02.2012 г. отказано в удовлетворении заявления Афанасьева А.Ю. о признании незаконным отказа главы Администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ в принятии его на жилищный учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой и попечительством, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением и обязании Администрации МО «Тахтамукайский район» продлить срок для постановки Афанасьева А.Б. на жилищный учет на получение жилья как гражданина относящегося к категории детей ставшихся без попечения родителей, и находящегося под опекой, не имеющего жилого помещения.

Апелляционным определением Верховного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ решение Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и вынесено новое решение которым отказ главы Администрации МО «Тахтамукайский район» от ДД.ММ.ГГГГ в принятии Афанасьева А.Ю. на жилищный учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой и попечительством, а также лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением признан необоснованным. Обязали Администрацию МО «Тахтамукайский район» продлить Афанасьеву А.Ю. срок для постановки на жилищный учет на получение жилья, как гражданина, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и находящегося под опекой не имеющего жилого помещения. Администрацию МО «Тахтамукайского района».

Указанное определение вступило в законную силу и согласно положению ст. 61 ГПК РФ является обязательным для всех и обстоятельства установленные определением суда не подлежат доказыванию вновь.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РА, за истцом и членами его семьи объектов недвижимости не числится, сведения об использовании права приватизации отсутствуют.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с реализацией дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании части 2, 3 ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законно возложена на администрацию муниципального образования «Тахтамукайский район». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, которым утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Согласно п.2 Порядка, он распространяется на правоотношения, связанные с:

1) обеспечением жильем детей-сирот;

2) финансированием расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением N1 к настоящему Порядку.

Пунктами 3.и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение № 1) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.

В соответствии с п. 5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильём детей-сирот, которые перечисляются органам местного самоуправления Министерством образования и науки РА.

Поскольку истец, как сирота, имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, которая ему до настоящего времени не выделена, то его исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Иск Афанасьева ФИО13 к Администрации МО «Тахтамукайский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «Тахтамукайский район» субвенцию, а Администрацию МО «Тахтамукайский район» предоставить Афанасьеву ФИО14 социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 г. № 219.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий <данные изъяты> Т.А. Поплавко

<данные изъяты>