№ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2012 г. г.Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Поплавко Т.А., при секретаре Скнарь А.В. с участием представителя ответчика администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Божковой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Шарониной ФИО7 в интересах несовершеннолетнего Шаронина ФИО8 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке У С Т А Н О В И Л: Шаронина И.А. в интересах несовершеннолетнего Шаронина Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование искового заявления Шаронина И.А. сослалась на то, что она и её сын Шаронин ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р. её сын Шаронин Н.А. включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Шаронин Н.А. включен как ребенок инвалид, страдающий заболеванием, подходящим под действие Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», а также в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Шаронина И.А. просила обязать Администрации муниципального образования «Город Майкоп» предоставить жилое помещение по договору социального найма составом семьи 2 человека во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь. В судебное заседание истица не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в её отсутствие Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Божкова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями только малоимущих граждан, остальные категории граждан обеспечиваются жильём органами государственной власти РФ либо субъекта РФ. Обеспечение жильем органами местного самоуправления иных категорий граждан возможно только при наличии соответствующего закона о передаче им данных полномочий, а по общему правилу, а по общему порядку обеспечение жильем инвалидов относится к расходным обязательствам РФ и субъекта РФ. В настоящее время в Республике Адыгея нет законодательного акта, регламентирующего порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, а также пояснив, что свободных жилых помещений, которые могут быть представлены истице, нет. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела № суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 п.4 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в т.ч. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в т.ч. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно ст.109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Шаронина И.А. и её сын Шаронин Никита Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий составом 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Шаронин Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения. Шаронин Н.А. является ребенком инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, что подтверждается заключением № Адыгейского республиканского клинического психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ Данное заболевание указано в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Также, из указанных документов, на Шаронина Н.А. распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь». Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Однако суд считает, что предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам как лицам, имеющим особый правовой статус. По смыслу норм о социальной защите инвалидов законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов граждан. При переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями инвалидов и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют свое право на жилище в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. В соответствии ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ. Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда. Суд считает, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П). В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем инвалидов и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты. Между тем обеспечение жилыми помещениями только в отношении инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Шаронин Н.А., наряду с инвалидами, вставшими на учет до 01.01.2005г., имеет право на предоставление жилого помещения. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Гражданам, относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Поскольку судом установлено, что Шаронин Н.А. является ребёнком инвалидом и страдает заболеванием, указанным перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то он имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. Таким образом, суд считает правомерным требование истицы об обязании Администрации муниципального образования «Город Майкоп» предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Согласно Постановлению Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 06.05.2005 г. № 618 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде на двух членов семьи составляет 42 квадратных метра общей площади. В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «жилищ» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, установлено, что в случаях установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м.. При наличии права на дополнительную жилую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. В связи с чем, суд считает необходимым указать в решении суда, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Шарониной И.А. и её сыну Шаронину Н.А. должна составлять не мене <данные изъяты> кв.м., а норма дополнительной площади при исполнении решения суда и предоставления Шарониным жилого помещения должна составлять не мене <данные изъяты> кв.м.. При этом суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что поскольку жилые помещения для социального использования в настоящее время отсутствуют, предоставление их истице и её сыну невозможно, так как право Шаронина Н.А. на вне очередное получение жилья является безусловным, вследствие чего не может быть поставлено во взаимосвязь с наличием или отсутствием в собственности жилых помещений указанного назначения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Шарониной ФИО10 в интересах несовершеннолетнего Шаронина ФИО11 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Шарониной ФИО12 и её несовершеннолетнему сыну Шаронину ФИО13 по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров и с учетом права на дополнительную площадь не менее <данные изъяты> квадратных метров. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий <данные изъяты> Т.А. Поплавко <данные изъяты>