о признании права аренды за земельный участок незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2012г. г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Гуагова Р.А., при секретаре Евмененко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боржоян ФИО6 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании незаконным решения и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Боржоян ФИО7 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения администрации МО «Город Майкоп» об отказе в формировании и предоставлении ей права аренды земельного участка, прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> пе<адрес>, <адрес> и возложении обязанности по формированию за ее счет земельного участка площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> и заключению договора аренды данного земельного участка с определением размера арендной платы в порядке определенном Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 апреля 2008г. N56 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". В обоснование своих требований указала, что является инвалидом 3 группы и в середине апреля 2012г. обратилась в Администрацию МО «Город Майкоп» с заявлением, в котором просила предоставить на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства, примерной площадью 1000 кв.м., расположенный в квартале с кадастровым номером 01:08:0202026 в х.Гавердовский и прилегающий к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ из Управления архитектуры и градостроительства за , в котором указывалось, что техническая возможность формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, прилегающего к участку по <адрес>, отсутствует в связи с тем, что данный участок располагается в береговой зоне, где возможно затопление паводковыми водами прилегающих к берегу пониженных территорий. Однако считает данный ответ необоснованным, т.к. испрашиваемый земельный участок граничит с земельными участками, сформированными для индивидуального жилищного строительства и ничем не отличается по расположению с ними. Полагает данный отказ в предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным, а основание надуманным. Указанное обстоятельство подтверждается кадастровым планом квартала, где видно расположение земельного участка по <адрес> и наличие свободного земельного участка (испрашиваемого истицей) с западной части, который по своему расположение относительно береговой линии, является абсолютно идентичным и даже более удаленным.

Истец в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности Лямов ФИО8 настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Зехова ФИО9 иск не признал и в обоснование своих возражений указал, что истице отказано в предоставлении земельного участка, т.к. данный участок располагается в береговой зоне, подверженной подтоплению паводковыми водами, а также характерной береговой эрозией. Просил в иске отказать.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом истица является инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ

В апреле 2012г. истица обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ей на праве аренды земельного участка мерой 1000 кв.м., расположенного в квартале с кадастровым номером 01:08:0202026 в <адрес> и прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>

Заявление истицы было направлено в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО «Город Майкоп».

Указанный факт подтверждается пояснениями сторон и письмом ответчика в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ

Из текста указанного письма Руководителя Управления архитектуры и градостроительства администрации МО «Город Майкоп» в адрес ответчика усматривается, что ответчиком на заявление истца было принято решение об отказе в формировании указанного в заявлении земельного участка. В обоснование указанного решения указано, что испрашиваемый земельный участок располагается в береговой зоне, где возможно затопление паводковыми водами прилегающих к берегу пониженных территорий, а также характерна береговая эрозия с образованием осыпей и обвалов, в связи с чем формирование участка является нецелесообразным ввиду того, что проведение берегоукрепительных мероприятий сводится к многомиллионным затратам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п.1 ст.31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Из текста письма истца в адрес ответчика усматривается, что все указанные требования, предусмотренные п.1 ст.31 ЗК РФ соблюдены.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем ответчиком не представлено суду каких либо доказательств, объективно позволявших бы суду прийти к выводу о невозможности формирования и предоставления истице испрашиваемого земельного участка.

Из представленного истицей кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что испрашиваемый истицей земельный участок примыкает с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу <адрес> и с южной стороны к земельному участку, расположенному по адресу х<адрес>. Оба указанных земельных участка предназначены для индивидуального жилищного строительства. А исходя из плана земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, суд приходит к выводу, что испрашиваемый истицей земельный участок более удален от береговой линии, чем земельные участки имеющие адреса: х.Гавердовский, пе<адрес>,<адрес> пе<адрес>,<адрес> и переданные иным лицам как в собственность, так и на праве аренды. В связи с изложенным, суд считает отказ администрации МО «Город Майкоп» Боржоян ФИО10 в формировании и предоставлении права аренды земельного участка, прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу <адрес>, <адрес>, 44 –а незаконным.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не должны проводиться.

Данная правовая позиция также изложена в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2008г. (вопрос №2).

Поскольку истица является инвалидом 3 группы, то следовательно обладает правом на первоочередное получение земельного участка, т.е. заключение договора аренды без проведения аукциона.

Согласно п.3 ст.65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В Республике Адыгея указанный порядок определен Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 апреля 2008г. N56
"О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке,
условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена".

С учетом изложенного, суд считает необходимым признать решение администрации МО «Город Майкоп» об отказе в формировании и предоставлении истице права аренды земельного участка, прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу <адрес>, <адрес> незаконным и обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» сформировать за счет истицы и заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м., прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу <адрес>, <адрес>, 44-а с определением размера арендной платы в порядке определенном Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 апреля 2008г. N56 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает в данном случае необходимым установить срок исполнения решения 45 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Боржоян ФИО11 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о признании незаконным решения и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, удовлетворить.

Признать решение Администрации МО «Город Майкоп» об отказе в формировании о предоставлении Боржоян ФИО12 права аренды земельного участка, прилегающего с западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу <адрес>, <адрес> незаконным

Обязать Администрацию МО «Город Майкоп» в течение 45 дней, после вступления в законную силу решения суда, сформировать за счет Боржоян Нинель Юрьевны земельный участок размером 1000 кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства и расположенный с западной стороны от земельного участка находящегося по адресу <адрес>, <адрес>, и заключить с ней договор вновь сформированного участка с определением размера арендной платы в порядке определенном Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 апреля 2008г. N56 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Р.А. Гуагов

ФИО13