о взыскании социальной выплаты



К делу № 2-2539/2012г.


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.08.2012 г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Зубкова Г.А.,

при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,

с участием представителя истца – Малдбековой Е.Е. ( по доверенности),

представителя ответчика Министерства образования и науки – Самоквитовой Л.В.(по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афониной ФИО15 к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья.

У С Т А Н О В И Л:

Афонина М.Е. обратилась в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Истица родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец был указан на основании заявления матери. Решением Белореченского районного суда, ее мать – Капранова Н.П., была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ была определена в детское государственное учреждение и находилась на полном государственном обеспечении в школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>, где находилась до совершеннолетия. Состоит в зарегистрированном браке с Афониным ФИО17 имеет троих детей: Кравченко ФИО16,ДД.ММ.ГГГГ года рождения Кравченко ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ, Афонину ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Просит обязать Администрацию МО «<адрес>» и субсидиарно Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья в размере 2146500 рублей.

В судебном заседании представитель истца Малдбекова Е.Е. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания. Суд, руководствуясь ч.4 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Представитель ответчика Министерства образования и науки РА в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Пунктами 18 и 19 вышеназванного Порядка установлено: субвенции на обеспечение жильем детей-сирот предоставляются местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования, пре­дусмотренных на указанные цели в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея. В случае если средства, предусмотренные в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот на теку­щий год, исчерпаны, недостающий объем финансовых средств на эти цели предусматривается в Республиканском фонде компенсаций республиканско­го бюджета Республики Адыгея на следующий год. Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республикан­ском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа не имею­щих закрепленных жилых помещений в объеме 40 200 тыс. рублей, которые направлены в местные бюджеты. В местный бюджет муниципального обра­зования «<адрес>» направлено 5 207,4 тыс. рублей. Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республикан­ском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Министерство образования и науки Республики Адыгея опреде­лено администратором субвенций местным бюджетам на выполнение госу­дарственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, предусмотренных вышеназванным законом о республи­канском бюджете в Республиканском фонде компенсаций. Расходов на обес­печение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, по Министерству образования и науки Республики Адыгея не предусмотрено.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Афониной М.Е. по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения обоих родителей, т.е. является сиротой.

Согласно свидетельству о рождении серия от ДД.ММ.ГГГГ, Афонина М.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец - Капранов Ефим Васильевич, мать - Капранова Наталья Павловна.

Как видно из выписки из решения Белореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Капранова ФИО20 лишена родительских прав в отношении Капрановой ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы Администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ Капранова ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ года рождения определена в детское государственное учреждение.

Как видно из свидетельства о браке серии от ДД.ММ.ГГГГ, Афонин ФИО23 и Капранова ФИО24 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о заключении брака , после заключения брака жене присвоена фамилия Афонина.

Согласно свидетельств о рождении серии , серия ,серия истица является матерью Афониной ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кравченко ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Кравченко ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением Администрации МО «<адрес>» истица поставлена на учет жилищной комиссии при администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же находящиеся под опекой и попечительством, не имеющие закрепленных жилых помещений.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РА, за истицей, ее супругом, детьми объектов недвижимости не числится, сведения об использовании права приватизации отсутствуют.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с реализацией дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании части 2, 3 ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законно возложена на администрацию муниципального образования «<адрес>». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, которым утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Согласно п.2 Порядка, он распространяется на правоотношения, связанные с:

1) обеспечением жильем детей-сирот;

2) финансированием расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением N1 к настоящему Порядку.

Пунктами 3.и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение ) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.

В соответствии с п. 5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильём детей-сирот, которые перечисляются органам местного самоуправления Министерством образования и науки РА.

Поскольку истец, как сирота, имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, которая ему до настоящего времени не выделена, то его исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Афониной ФИО28 к Администрации МО «<адрес>» и к Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья – удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «<адрес>» и, субсидиарно, Министерство образования и науки Республики Адыгея предоставить Афониной ФИО29 социальную выплату на приобретение жилья в размере 2146500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий -подпись- Г.А.Зубков

Копия верна

Судья Г.А.Зубков