о признании незаконным бездействия Российской академии Сельскохозяйственных наук по содержанию здания



К делу № 2-1648/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2012 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе

председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,

при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,

с участием прокурора Савощенко Е.Н.,

истицы Готка В.А.,

представителя ответчика – ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» - Коноковой М.А. (по доверенности),

представителя Администрации МО «<адрес>» - Бобина Л.Д. (по доверенности),

представителя Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея» - Верченкао И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Готка ФИО8 к Российской Академии сельскохозяйственных наук и государственному научному учреждению «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» о признании незаконным бездействия по содержанию здания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, в интересах многодетной матери Готка В.А., обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия по содержанию здания многоквартирного дома. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Управления по правам ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о несоответствии санитарным и техническим условиям жилья многодетной семьи Готка В.А., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В ходе проверки было установлено, что, Управлением государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, было проведено обследование жилых помещений и в многоквартирном <адрес> <адрес>.

По результатам обследования технического состояния данного многоквартирного дома установлены значительные признаки физического износа строительных конструкций, однако несущая способность элементов и здания в целом полностью не исчерпаны. Помещения квартир №,7 в этом доме не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Нарушены параметры микроклимата (из-за отсутствия оконных и дверных заполнений в смежных квартирах).

Для восстановления эксплуатационных свойств конструкций многоквартирного дома в целом и приведения его в соответствии с требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, необходимо проведение его капитального ремонта.

Управлением государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея директору ГНУ «Адыгейский НИИСХ» - владельцу данного дома было выдано предписание об устранении нарушений правил при использовании, и содержании жилого фонда, со сроком исполнения до 02. 04.2012 г.

Однако до подачи иска в суд предписание не исполнено.

В соответствии с договором о закреплении за Адыгейским научно исследовательским институтом сельского хозяйства федерального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество, в том числе и жилой фонд, закреплено за институтом на праве оперативного управления.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, Российская Академия Сельскохозяйственных наук обязана принимать меры по надлежащему содержанию указанного дома, что ею не исполняется. Допущенные Россельхозакадемией нарушения способны негативно сказаться на безопасности жизни и здоровья семьи Готка В.А.

Учитывая, что нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу жизни, здоровья граждан, их и законных интересов, прокурор обратился с настоящим иском в суд.

Просил признать бездействие Российской Академии Сельскохозяйственных по ненадлежащему содержанию зданий незаконным, и обязать Российскую Академию Сельскохозяйственных наук выделить институту денежные средства для проведения капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, а ГНУ «Адыгейский НИИСХ» обязать провести его капитальный ремонт и привести его в соответствие с требованиями жилищного законодательства.

В судебном заседании прокурор, а также Готка В.А., исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - ГНУ «Адыгейский НИИСХ», с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать ввиду отсутствия вины института, а также в связи с решением Арбитражного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию МО «<адрес>» возложена обязанность принять указанный дом в муниципальную собственность.

Представитель Россельхозакадемии в судебное заседание не явился, представил письменное возражение в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя академии, в иске отказать.

Представители Администрации МО «<адрес>» и Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея» исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора о закреплении за Адыгейским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства федерального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ № III-9, Российская академия сельскохозяйственных наук закрепила за учреждением на праве оперативного управления недвижимое и движимое имущество, отраженное на балансе Управления по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно приложению к договору, в состав указанного имущество вошел и многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 2.1. договора учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности, заданиями Академии, действующим законодательством РФ.

Главой 3 договора определено, что учреждение обязуется обеспечивать сохранность, нормальные эксплуатацию и эффективное использование закрепленного за ним имущества, производить капитальный и текущий ремонт, не допускать ухудшения его технического состояния.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как видно из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ наймодатель – ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», передал нанимателю – Готка В.А., жилое помещение, состоящее из 2-х комнат (<адрес>) в указанном многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ст.66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

На основании ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке, в том числе, требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, в силу приведенных норм жилищного законодательства, наймодатель при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, должен, во-первых, предоставить жилое помещение, пригодное для проживания, т.е. отвечающее санитарным, гигиеническим и иным требованиям и нормам, во-вторых, проводить его капитальный ремонт.

Как видно из акта проверки использования и обеспечения сохранности жилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем ТУ Росимущества в <адрес>, жилой фонд, закрепленный за учреждением, находится в ветхом состоянии, меры по проведению капитального ремонта правообладателем не принимались за весь период эксплуатации. Некоторые квартиры находятся в полуразрушенном состоянии. В соответствии с выводами, изложенными в названном акте, институту предложено обратиться к учредителю (Россельхозакадемия) о рассмотрении вопроса по созданию межведомственной комиссии для признания жилых домов непригодными для проживания, аварийными или подлежащими сносу.

Кроме того, в соответствии с актом визуального обследования технического состояния квартир №, 7 в многоквартирном <адрес> в х. Косинов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного государственной жилищной инспекцией Республики Адыгея, установлены значительные признаки физического износа строительных конструкций, однако несущая способность элементов и здания в целом полностью не исчерпаны; помещения квартир №, 7 не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям – нарушены параметры микроклимата (из-за отсутствия оконных и дверных заполнений в смежных пустующих квартирах; для восстановления эксплуатационных свойств конструкций многоквартирного дома в целом и приведение его в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, требуется проведение его капитального ремонта.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что балансодержатель и правообладатель названного многоквартирного дома – ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» - ненадлежащим образом управляет принадлежащим ему на праве оперативного управления данным многоквартирным жилым домом, в связи с чем нарушаются права как непосредственно членов семьи Готка В.А., так и права Российской Федерации как собственника дома.

В обоснование своих возражений, представитель ответчика указывает на отсутствие финансирования института на содержание объектов недвижимости, на отсутствие в акте Управления жилищной инспекции конкретного перечня работ и сумму затрат, а также на то, что инспекция не наделена полномочиями по изданию подобных актов и не обладает специальными (экспертными) познаниями.

Данные доводы суд считает несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с Уставом ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» является подведомственной Россельхозакадемии государственной некоммерческой научной организацией – п. 1 Устава. Финансовое обеспечение деятельности института осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством – п. 4. Институт обладает правом оперативного управления находящимся в федеральной собственности обособленным имуществом, является получателем бюджетных средств и имеет самостоятельный баланс – п. 5.

Согласно п. 21 Устава в состав имущества института входят движимое и недвижимое имущество, включая находящиеся в федеральной собственности земельные участки, здания, сооружения, а также жилищный фонд.

Пунктом 23 Устава определено, что источниками финансового обеспечения деятельности и формирования имущества института являются средства федерального бюджета, федеральное имущество, средства, получаемые от выполнения договоров, средства, получаемые от приносящей доход деятельности (включая плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также иные средства, получаемые в соответствии с законом

Таким образом, Уставом института предусмотрен неограниченный перечень оснований финансового обеспечения его деятельности, в том числе содержания принадлежащего ему недвижимого имущества, включая жилищный фонд.

То обстоятельство, что учредитель института не осуществляет финансирование института в полном и необходимом объеме, прежде всего в части содержания жилого фонда, само по себе не является основанием для освобождения от обязанности по содержанию принадлежащего ему недвижимого имущества.

Обосновывая свои требования, прокурор ссылается на акт визуального обследования технического состояния квартир №, 7 в многоквартирном <адрес> в х. Косинов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный государственной жилищной инспекцией Республики Адыгея, и который, по мнению представителя ответчика, не является надлежащим доказательством необходимости проведения капитального ремонта дома.

Между тем, в соответствии с Положением об Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N187, Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея. Управление уполномочено осуществлять, в том числе, региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

В структуру Управления входят инспекция государственного строительного надзора Республики Адыгея и государственная жилищная инспекция Республики Адыгея, которая, в свою очередь, входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации – п. п. 2, 3.

Согласно разделу III Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе, функции по соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.

В соответствии с разделом IV Положения должностные лица инспекции государственного строительного надзора Республики Адыгея имеют право:

1) беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

3) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых давать предписания об устранении выявленных нарушений;

Кроме того, должностные лица государственной жилищной инспекции Республики Адыгея, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право беспрепятственно посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.

Таким образом, в силу приведенных положений Управление вправе посещать объекты капитального строительства, в том числе и многоквартирные дома, проводить их обследования и составлять акты о выявленных нарушениях жилищного и градостроительного законодательства.

В связи с этим доводы представителя ответчика об отсутствии у Управления полномочий по составлению актов обследования технического состояния многоквартирных домов, с указанием на необходимость выполнения работ, суд считает несостоятельными.

То обстоятельство, что в Акте Управления от ДД.ММ.ГГГГ не указан конкретный перечень работ по капитальному ремонту дома, и их стоимость, само по себе не свидетельствует об отсутствии доказательств необходимости проведения ремонта, поскольку сам факт необходимости капитального ремонта дома подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а перечень работ и их стоимость может быть определена при организации этих работ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и не является предметом доказывания по настоящему делу.

Довод представителя ответчика о том, что в силу вынесенного Арбитражным судом Республики Адыгея решения от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по капитальному ремонту должна быть возложена на администрацию МО «<адрес>», суд считает необоснованным, поскольку данное решение не вступило в законную силу и обжаловано администрацией МО «<адрес>».

Учитывая, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник этого имущества, то при вынесении решения по настоящему иску суд должен исходить из наличия правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным домом на момент рассмотрения дела. Такие полномочия в отношении спорного дома принадлежат Россельхозакадемии и институту.

В связи с этим обязанность по проведению капительного ремонта данного дома должна быть возложена на указанных лиц – Россельхозакадемию и ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

В случае принятия указанного многоквартирного дома (на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда) в собственность муниципального образования «<адрес>» до проведения его капитального ремонта Россельхозакадемией и ГНУ «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», заинтересованное лицо (ответчики) вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения суда по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что обязанность по содержанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, х. Косинов, <адрес> лежит на ответчиках, а указанный дом не признан в установленном порядке непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу, то исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия по содержанию указанного здания и обязании проведения его капитального ремонта подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Готка ФИО9 к Российской Академии сельскохозяйственных наук и государственному научному учреждению «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» о признании незаконным бездействия по содержанию здания – удовлетворить.

Обязать Российскую Академию сельскохозяйственных наук выделить государственному научному учреждению «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Обязать государственное научное учреждение «Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» провести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Гагарина, д. 5 и привести его в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решения изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: подпись Г.А.Зубков

Копия верна:

Судья Г.А.Зубков