признание права на получение гос.жилищного сертификата



Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Середа А. Н., при секретаре судебного заседания Шадже Р. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахметова ФИО7 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея, Администрации МО «Кошехабльский район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Ахметов А. С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Адыгея, Администрации МО «Кошехабльский район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование исковых требований указал, что он проходил службу в ФБУ КП-4 УФСИН России по Республике Адыгея с 12.10.2000 года в должности оперативный дежурный. Приказом УФСИН России по Республике Адыгея от 31.08.2011 года он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья. Общая продолжительность службы на момент увольнения в календарном исчислении составляет 14 лет 08 месяцев 20 дней. Выслуга лет в льготном исчислении составляет 20 лет 03 месяца 15 дней. Он состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «Кошехабльский район» на основании распоряжения главы администрации от 26.01.2010 года. В связи с отсутствием собственного жилья он вынужден проживать в снимаемом по найму у Ахметова М. С. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Жилищная комиссия проверила его жилищные условия и дала заключение о том, что он нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку он с семьей проживает в жилом доме, который по площади менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании «Кошехабльский район». В 2011 году он обратился в УФСИН России по Республике Адыгея по вопросу признания за ним права на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако во включении в список участников программы ему отказали на том основании, что до 01.03.2005 года он не обратился в установленном порядке в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Республике Адыгея, то есть не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы. Он считает данный отказ незаконным, поскольку необходимость постановки на жилищный учет в срок до 01.03.2005 года указанной выше программой не предусмотрена. Он в установленном законом порядке признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий. Самостоятельно приобрести жилое помещение он не имеет возможности, субсидию на приобретение либо на строительство жилья он не получал.

В связи с вышеизложенным, просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, как за сотрудником УФСИН России по Республике Адыгея и обязать ответчика направить в Федеральную службу исполнения наказаний России документы для проведения в установленном порядке организационных мер, с целью выделения жилищного сертификата. Также просил включить его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы».

Истец Ахметов А. С. в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия. Представитель истца Ахметова О. Н. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика УФСИН России по Республике Адыгея Цей Н. в судебном заседании иск не признала и в обоснование своих возражений показала, что на момент увольнения истец в списках граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, состоящих в УФСИН России по Республике Адыгея, не значился. До 01.03.2005 года истец в УФСИН России по Республике Адыгея с заявлением о постановке на жилищный учет не обращался. После 01.03.2005 года УФСИН России по Республике Адыгея утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет. 26.01.2010 года истец поставлен в администрации МО «Кошехабльский район» на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, то есть он воспользовался своим правом, предусмотренным ст. 52 ЖК РФ. Полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика администрации МО «Кошехабльский район» в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001года №675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010годы, в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как следует из содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007года №287.

Как установлено в судебном заседании, Ахметов А. С. проходил службу в Федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 4 УФСИН России по Республике Адыгея» в должности оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности.

Приказом УФСИН России по Республике Адыгея от 31.08.2011 года Ахметов А. С. был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет Ахметова А. С. в календарном исчислении составляет 14 лет 08 месяцев 20 дней, в льготном исчислении выслуга лет составляет 20 лет 03 месяца 15 дней. Указанные обстоятельства усматриваются из копии трудовой книжки истца, выписки из приказа УФСИН России по Республике Адыгея от 31.08.2012 года № 217 лс, справки Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 4 УФСИН России по Республике Адыгея» от 11.10.2011 года.

Судом установлено, что в настоящее время истец проживает в принадлежащем Ахметову М. С., жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Актом проверки жилищных условий от 06.10.2011 года было установлено, что истец Ахметов А. С. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в указанном выше жилом доме, который по площади менее учетной нормы, установленной в муниципальном образовании «Кошехабльский район».

Из справки комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Кошехабльский район» от 08.02.2010 года № 15 усматривается, что истец Ахметов А. С. составом семьи 1 человек состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «Кошехабльский район» на основании распоряжения главы муниципального образования «Кошехабльский район» № 20-р от 26.01.2010 года.

По сведениям БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, истец не имеет на праве собственности объекты недвижимости: домовладение, квартира, земельный участок. Право приватизации не использовано.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 вышеназванных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006года №153, право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Пунктом 3 указанной Инструкции, утвержденной приказом ФСИН Российской Федерации от 4 июня 2007года №287, также предусмотрены необходимые условия для участия в подпрограмме сотрудников уголовно-исполнительной системы: уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в которых они проходили службу.

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах «а»-«в» пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N1, к которому прилагают следующие документы: справку об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Анализируя приведенные положения нормативных актов, суд правильно признал, что необходимый перечень документов, требуемый для признания конкретного гражданина участником подпрограммы, должен определяться с учетом положений подпунктов «а»-«в» пункта 5 Правил, закрепляющих перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, и условий, которым должны отвечать эти лица.

В силу абзаца 6 подпункта «а» пункта 5 Правил сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на участие в подпрограмме, если общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более и они признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Судом установлено, что после увольнения со службы в 2011 году, истец Ахметов А. С. обратился с рапортом в УФСИН России по Республике Адыгея по вопросу признания за ним права на включение в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Как усматривается из выписки из протокола № 16 заседания жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Адыгея от 13.12.2011 года, Ахметову А. С. было отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку в срок до 01.03.2005 года он не обратился в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Республике Адыгея с заявлением о постановке на жилищный учет, то есть не изъявил своего волеизъявления встать по месту прохождения службы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, истцу разъяснено, что признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями УФСИН до 1 марта 2005года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

С 01 марта 2005г. в силу ч.1, 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005года, сохраняют право состоять на учете до решения вопроса получения жилья по месту постановки на учет. Однако истец до 1 марта 2005года не состоял на таком учете в УФСИН России по Республике Адыгея.

В судебном заседании представитель истца не представил доказательств обращения к ответчику с заявление о постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 2005 года.

После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. В силу ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Таким образом, требование истца к ответчику не основано на нормах права, а следовательно, с требование об участии в программе истец должен обращаться по месту постановки на учет в нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. к администрации МО «Кашехабльский район».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Ахметова ФИО8 к УФСИН России по Республике Адыгея, Администрации МО «Кошехабльский район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, направлении документов для проведения организационных мер с целью выделения жилищного сертификата и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках федеральной целевой программы «Жилище на 2002- 2010 годы», отказать за необоснованностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>