Решение об удовлетворении иска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения



К делу № 2-929/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«19» апреля 2011 г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея

под председательством судьи Поплавко Т.А.,

при секретаре Скнарь А.В.,

с участием представителя истца по доверенности Малдбековой Е.В.,

представителя ответчика Администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Зехова А.Н.

рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Сущенко В.А. к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Истец Сущенко В.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска истец указала, что родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Решением Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО1 лишили родительских прав. Рожден был вне <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>. В период обучения был зарегистрирован и проживал в общежитии по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время с семьей проживает на съемной квартире по адресу: <адрес>. В 2006 году вступил в брак с ФИО2. До заключения брака ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО3. В августе 2003 г. был поставлен на жилищный учет, как ребенок сирота в администрации Гиагинского района. Однако, распоряжением администрации МО «Гиагинский район» от 16.07.2009 г. № 466 был снят с жилищного учета с мотивировкой «как неправомерно поставленный на учет» по причине регистрации и фактического проживания в городе Майкопе. В администрации МО «Город Майкоп» в постановке на жилищный учет как ребенка сироты отказывают, так как исполнилось 23 года. Полагает, что в отношении нее нарушаются права, предусмотренные Законом РФ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просил признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 3 человека и взыскать в его пользу социальную выплату на приобретение жилья в размере 1123 200 руб. (54 кв. м х 20800 руб. = 1 123 200 руб.).

В судебном заседании представитель истца Сущенко В.А. настаивала на исковых требованиях, просила суд иск удовлетворить и дала пояснения соответствующие описательной части решения.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А.Н. в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истец Сущенко В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Решением Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать - ФИО1 лишена родительских прав. Рожден истец <данные изъяты>, что подтверждается справкой отдела ЗАГСа от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты>.

В 2006 году вступил в брак с ФИО2. До заключения брака ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО3, данный факт подтверждается свидетельствами о заключении брака №, о рождении №, об установлении отцовства №.

С августа 2003 г. по 2009 г. истец находился на жилищном учете, как ребенок сирота в администрации МО «Гиагинский район». Однако, распоряжением администрации МО «Гиагинский район» от 16.07.2009 г. № 466 был снят с жилищного учета с мотивировкой «как неправомерно поставленный на учет» по причине регистрации и фактического проживания в городе Майкопе.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

Учитывая, что истец с августа 2003 г. по 2009 г. находился на жилищном учете, как ребенок сирота в администрации МО «Гиагинский район», однако, распоряжением администрации МО «Гиагинский район» от 16.07.2009 г. № 466 был снят с жилищного учета с мотивировкой «как неправомерно поставленный на учет» по причине регистрации и фактического проживания в городе Майкопе, суд считает возможным удовлетворить его исковые требования в части признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 3 человека и постановке на учет в Администрации МО «Город Майкоп».

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из приложения № 21 к указанному выше закону усматривается, что объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 60000000 рублей.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Майкоп». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 года № 10 утверждена среднерыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на первый квартал 2011 года, которая составляет 20800 рублей.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав его семьи составляет 1 человек.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из следующих расчетов: 54 х 20800 руб. = 1123 200 рублей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1123 200 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Сущенко В.А. к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Признать Сущенко В.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 3 человека и поставить на учет в Администрации МО «Город Майкоп».

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Майкоп» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Сущенко В.А. счет субвенций социальную выплату на приобретение жилья в размере 1123 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись Т.А. Поплавко

судья Т.А.Поплавко