о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 03 октября 2012г.

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе

председательствующего судьи Нехай Р.М.,

с участием истца Негодамова <данные изъяты> и его представителя по доверенности Картошова <данные изъяты>

Представителей ответчиков Администрации МО «<адрес>» по доверенности Джанчатова Т.А.

представителя Министерства образования и науки РА по доверенности Самоквитовой Л.В.

при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Негодамова <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки РА о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья

У С Т А Н О В И Л

Негодамов А.Э. через своего представителя по доверенности Карташова А.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки РА о взыскании безвозвратной субсидии на приобретение жилья. В обоснование требований указано, что Негодамов <данные изъяты> родился 06.03.1990 года. Его мать, Негодамова <данные изъяты>, 30.11.2001 года была лишена родительских прав Шовгеновским районным судом Республики Адыгея, его отец, Негодамов <данные изъяты> записан со слов матери. Негодамов <данные изъяты> находился на полном государственном обеспечении в ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа — интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 29.08.1997 года по 31.08.2006 года. По месту регистрации и проживания он обратился в администрацию МО «<адрес>». На основании распоряжения главы МО «<адрес>» -р от 12.09.2012 года, он был включен в список граждан из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, но Негодамов <данные изъяты> должен быть обеспечен жильем вне очереди. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилье. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, прекращении опеки (попечительства). Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта РФ.

С учетом приведенных выше норм следует, что формирование администрацией муниципального образования «<адрес>» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.). В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 N 219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек: 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 этого же Порядка предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к настоящем) Порядку. На сегодняшний день норма предоставления жилого помещения на семью из одного человека составляет 33 кв.м. В соответствии с приказом от 29.03.2012 г. «о средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади по субъектам РФ на второй квартал 2012 г. составляет 23 850 рублей. Общая сумма субсидии на приобретение жилья составляет (33*23 850) 787050.

На основании изложенного просит суд обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию в размере 787 050 рублей, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить Негодамову <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилья в размере 787 050 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования и просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика Администрации МО «<адрес>» иск не признал и пояснил, что своего жилищного фонда у муниципального образования «<адрес>» не имеется, собственных средств на приобретение жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей у них не имеется, а выделяющиеся денежные средства они израсходовали полностью на указанные нужды.

Представители ответчика Министерства образования и науки РА по доверенности Самоквитова Л.В. также иск не признала и пояснила, что все выделяющиеся из бюджета деньги на указанные цели они сразу же перечислили в распоряжение администраций районов и потому у них в настоящее время нет денежных средств на данные цели.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения обоих родителей.

Согласно свидетельству о рождении серия VIII от 20.03.1990 года, Негодамов А.Э. родился 06.03.1990 года, отец – Негодамов <данные изъяты>, мать – Негодамова <данные изъяты>. В судебном заседании установлено, что истец был рожден вне брака, и отец указан в свидетельстве о рождении со слов матери.

Как видно из решения Шовгеновского районного суда от 30.11.2001 года, мать истца - Негодамова <данные изъяты>, была лишена родительских прав. Негодамов <данные изъяты> находился на полном государственном обеспечении в ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа — интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 29.08.1997 года по 31.08.2006 года. Данное обстоятельство также подтверждается справкой от 03.07.2012 года, выданной директором школы – интерната Тлишевой Х.Х..

Согласно распоряжения Администрации МО «<адрес>» от 12.09.2012 -р Негодамов А.Э. был включен в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РА, за истцом объектов недвижимости не числится, сведения об использовании права приватизации отсутствуют.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «<адрес>» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с реализацией дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании части 2, 3 ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законно возложена на администрацию муниципального образования «<адрес>». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, которым утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Согласно п.2 Порядка, он распространяется на правоотношения, связанные с:

1) обеспечением жильем детей-сирот;

2) финансированием расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.

Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 г. N219, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением N1 к настоящему Порядку.

Пунктами 3.и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение ) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.

В соответствии с п. 5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильём детей-сирот, которые перечисляются органам местного самоуправления Министерством образования и науки РА.

Поскольку истец, как сирота, имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, которая ему до настоящего времени не выделена, то его исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Негодамова <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки РА о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрации МО «<адрес>» предоставить Негодамову <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011г. .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РА через Майкопский городской суд в течение месяца.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Нехай Р.М.