Решение о признании незаконным постановления главы города



Дело № 2-1879/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"ДАТА" г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Нижегородовой Е.В.

при секретаре Карякиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ложевич Златы Геннадиевны у администрации г. Магнитогорска о признании незаконным постановления главы города, отмене постановления главы города, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ложевич З.Г. обратилась в суд с заявлением к администрации г. Магнитогорска об отмене постановления Главы г. Магнитогорска "НОМЕР 1" от "ДАТА 3" «О снятии Ложевич З.Г. и членов ее семьи с учета нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», обязать администрацию г. Магнитогорска восстановить её семью на учете нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты на приобретение или строительство жилья», взыскании расходов на представителя в размере 10 000 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

В обосновании своих требований указывает на то, что на основании Постановления Законодательного Собрания Челябинской области № 969 от 21 декабря 2007 г. «О принятии областной целевой программы «Доступной и комфортное жилье гражданам России в Челябинской области на 2008-2010 гг.» постановлением главы города от "ДАТА 2" "НОМЕР 2" она, как работник бюджетной сферы и члены ее семьи были признаны нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты на приобретение или строительство жилья». В дальнейшем Правительство Челябинской области по условиям вновь утвержденной подпрограммы внесло изменение в круг лиц, участвующих в данной программе, а именно ранее участниками программы признавались «работники федерального, областного и муниципального бюджетного учреждения», и администрация г. Магнитогорска на основании данного решения сняла ее и челнов ее семьи с учета нуждающихся в предоставлении социальной выплаты, т.к. ВПО ***, где она работает, не содержится за счет областного и местного бюджета.

Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители третьего лица Коваль Л.Н, и Токмакова Т.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик Администрация г. Магнитогорска о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области о слушании дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что министерство не может являться третьим лицом по данному делу.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 г. №969 была утверждена подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение и строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы».

Решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 28 мая 2008 г. № 80 также утверждена подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение и строительство жилья» городской целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в г. Магнитогорске на 2008-2010 годы».

На основании указанный нормативных актов работники бюджетной сферы ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» г. Магнитогорска Ложевич З.Г. и члены его семьи были признаны нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты на приобретение или строительство жилья», что подтверждается постановлениями главы города "НОМЕР 2" от "ДАТА 2". Однако, постановлением главы города "НОМЕР 1" от "ДАТА 3" истица и члены ее семьи были сняты с учета нуждающихся.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 31 марта 2010 г. N 2173 «О признании утратившими силу некоторых постановлений» постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 21 декабря 2007 года N 969 "О принятии областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2008 - 2010 годы" признано утратившим силу.

Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. № 344-П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Челябинской области на 2009-2010 годы.

В п. 5 главы 2 подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» указано, что участниками подпрограммы могут быть граждане - работники областных или муниципальных бюджетных учреждений, содержание которых осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов.

На основании того, что истица является сотрудником Государственного образовательного учреждения ВПО «***» г. Магнитогорска, которое не содержится за счет средств областного и (или) местного бюджетов, оспариваемыми постановлениями главы г. Магнитогорска она была снята с учета нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Других оснований к снятию указанных граждан с учета нуждающихся в предоставлении социальной выплаты постановления не содержат.

Основной целью Подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы, является государственная поддержка работников бюджетной сферы, признанных нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Реализация подпрограммы предусматривалась в период 2008 - 2010 годов.

Законность признания истицы и членов ее семьи нуждающимися в предоставлении выплаты ответчиком не оспаривается. Основания для включения их в число участников подпрограммы имелись.

Статья 56 ЖК РФ предусматривает основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно, граждане снимаются с учета в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Такие случаи судом не установлены.

Областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Челябинской области на 2009-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. № 344-П положения о снятии граждан, принятых на учет по ранее действовавшей программе, не содержит, в связи с чем, оснований для принятия главой города г. Магнитогорска решения о снятии истицы и членов ее семьи не имелось, т.е. данные решения являются незаконными.

В силу ч. 6-8 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Следовательно, снятие истицы и членов ее семьи с учета, как нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в связи с принятием новой подпрограммы на уровне субъекта Российской Федерации, нельзя признать законным, т.к. право истцов состоять на учете, как нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья возникло до введения его в действие, указание на то, что Постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2009 года № 344-П распространяется на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, данный акт не содержит, поэтому требования истцов суд считает подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

Учитывая, что требования истицы признаны законными и обоснованными, ответчик обязан восстановить ее и членов ее семьи в списках учета граждан, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, на момент первичной постановки на учет.

Что касается требований истицы о взыскании компенсации морального вреда, то в силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Жилищное законодательство не предусматривает случаи компенсации морального вреда, в том числе в результате действий орган самоуправления по снятию граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда истице следует отказать.

Не подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., поскольку суду не представлены доказательства произведенных расходов, из представленного договора об оказании юридических услуг от "ДАТА 1" следует, что заказчик оплачивает исполнителю сумму, указанную в п. 1.1 договора после его подписания, однако, документов, подтверждающих выполнение данного условия договора в деле не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление главы г. Магнитогорска "НОМЕР 1" от "ДАТА 3" «О снятии Ложевич З.Г. и членов ее семьи с учета граждан, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья».

Обязать администрацию г. Магнитогорска восстановить Ложевич Злату Геннадиевну и членов ее семьи в списках учета граждан, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты на приобретение или строительство жилья» на "ДАТА 2".

В остальной части иска Ложевич Злате Геннадиевне отказать.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и заявителям не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.

Копия верна

Судья: Е.В. Нижегородова.