Решение о признании постановления главы города недействительным



Дело № 2-2112\2010 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДАТА г.Магнитогорск

Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе:

председательствующего Хибаковой Л.В.

при секретаре Гасановой Л.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычевой Ольги Павловны, Сычева Андрея Александровича к администрации г. Магнитогорска о признании постановления главы города недействительным, признании молодой семьи, нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»

УСТАНОВИЛ:

Сычева О.П., Сычев А.А. обратились в суд с заявлением к администрации г. Магнитогорска о признании постановления главы города недействительным, признании молодой семьи, нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», в обоснование своих требований ссылаясь на то, что ДАТА 1 ими было подано заявление о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» Областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России в Челябинской области на 2008-2010 годы». Постановлением Главы г. Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 2 им было отказано в признании, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», по тем основаниям, что обеспеченность общей площадью жилого помещения молодой семьи Сычева А.А. в расчете на 1 человека составляет 17,0 кв.м., что превышает учетную норму по гор. Магнитогорску. С принятым постановлением не согласны, полагая, что оно принято в нарушение действующего законодательства, не соответствует действительности, расчет произведен неверно, фактически обеспеченность общей площадью составляет 9,75 кв.м.

В судебном заседании истица Сычева О.П. заявленные требования поддержала.

Истец Сычев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель истцов Бородин А.С., допущенный к участию в деле по устному ходатайству по правилам п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержал позицию своих доверителей.

Представитель администрации г.Магнитогорска извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Заслушав объяснения истцов и их представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

В целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21.12.2007г. № 969 утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы, а для реализации названной программы в гор. Магнитогорске решением Магнитогорского городского собрания депутатов Челябинской области от 28 мая 2008 г. N 80 утверждена Городская целевая программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Магнитогорске на 2008 - 2010 годы»

Как установлено в судебном заседании ДАТА 3 Сычев А.А. и Сычева О.П. (до брака М.М.Н.) создали семью, вступив в зарегистрированный брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака. л.д. 13)

ДАТА 1 Сычев А.А., Сычева О.П. обратились в администрацию гор. Магнитогорска с заявлением о признании их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, согласно подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» Городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Магнитогорске на 2008 - 2010 годы». л.д. 29)

Согласно п. 4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» Городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Магнитогорске на 2008 - 2010 годы»

участником Подпрограммы может стать молодая семья, постоянно проживающая в городе Магнитогорске, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов в который не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей;

2) имеющая собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Аналогичные требования к участникам подпрограммы содержатся и в областной целевой программе.

Основной целью указанных подпрограмм является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, а также участниками подпрограммы и ведение их учета осуществляют органы местного самоуправления.

Постановлением главы города Магнитогорска от ДАТА 2 за НОМЕР 1 молодой семье Сычева А.А., было отказано в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что молодой семьей представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты. Обеспеченность общей площадью жилого помещения молодой семьи Сычева А.А. в расчете на 1 человека составляет 17,0 кв.м., что превышает учетную норму по г. Магнитогорску, утвержденную Решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005 года за № 137 в размере 13,5 кв.м., и соответственно молодая семья Сычева А.А. не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты. л.д. 28)

Основания, по которым граждане, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо в улучшении жилищных условий оговорены в ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Часть 1 ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании на момент подачи заявления о признании семьи Сычева нуждающейся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, молодая семья Сычевых ( в составе 2- х человек - Сычева А.А. и Сычевой О.П.) были зарегистрированы и фактически проживали в жилом помещении, расположенном по АДРЕС 1.

Согласно данным ОГУП «Обл. ЦТИ» жилой дом индивидуального жилищного фонда, находящийся по АДРЕС 1 на основании договора дарения от ДАТА 4, принадлежит на праве собственности М.М.Н. ( матери Сычевой О.П.) л.д. 37)

Согласно данным регистрационного учета, по АДРЕС 1 на регистрационном учете состоят 6 человек – Сычева О.П., её муж Сычев А.А., Б.А.О. брат, Ч.М.А. бабушка, Б.О.А. отчим, Б.М.Н. –мать. л.д. 33)

Из договора дарения от ДАТА 4 жилого дома находящегося по адресу АДРЕС 1, а также сведений содержащихся в техническом паспорте на указанный объект недвижимости, видно, что общая площадь жилого дома составляет 58,5 кв.м. л.д. 42,43-49)

Как следует из представленных Сычевыми в администрацию города документов, М.М.Н. (после вступления в брак Б.М.Н., мать Сычевой О.П.) в собственности также имеет комнату НОМЕР 2 общей площадью 15,8 кв.м. в 3-х комнатной квартире, общей площадью 60,3 кв.м. в том числе жилой 44.6 кв. по АДРЕС 2 л.д. 64) ; Б.О.А. (отчим С.О.П.) на праве общей долевой собственности доля в праве ? имеет 2-х комнатную квартиру общей плдощадью 43,1 кв.м. по АДРЕС 3 л.д. 35)

Согласно расчету, обеспеченности общей жилой площадью молодой семьи Сычевых, произведенных администрацией, обеспеченность молодой семьи, в расчете на 1 человека составляет 17 кв.м. = (58,5 + 21,8 + 21,55) \ 6, поскольку в расчет включены жилые помещения принадлежащее матери Сычевой О.П. по АДРЕС 1, АДРЕС 2, а также доля отчима по АДРЕС 3. Расчет содержится в письмах направленных администрацией в адрес Сычева А.А., Сычевой О.П. л.д. 21-22,23-24).

С представленным расчетом суд согласится, не может по следующим основаниям:

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в её конституционно – правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Условия реализации права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривают определенные организационно – учетные правила, в том числе условие о наличие у гражданина регистрации по месту жительства- поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем вы качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ)

Из анализа содержания данной статьи, а также понятий содержащихся в Семейном Кодексе РФ, следует, что Сычева О.П. не является членом семьи своего отчима Б.О.А., а Сычев А.А. не является членом семьи ни Б.О.А. ни Б.М.Н. (до брака М.М.Н.)

После вступления в брак Сычева О.П. (до брака М.М.Н. ) прекратила быть членом семьи своей матери Б.М.Н. (до брака М.М.Н.), поскольку создала с Сычевым А.А. свою семью, перестала находится на иждивении своей матери и вести с ней и членами её семьи (мужем, сыном) совместное хозяйство.

Истцы Сычев А.А., Сычева О.П. в собственности жилых помещений не имели и не имеют, права на проживание ( пользование ) в муниципальном (государственном) жилье у них также нет.

Таким образом, в расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения молодой семьи Сычевых, следует включить жилое помещение по месту их фактической регистрации и проживания по АДРЕС 1, с учетом площади жилого помещения и зарегистрированных в нем граждан, что составляет 9,75 кв.м. на 1 человека (58,5 км.м. : 6 чел. = 9,75 кв.м.)

Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения, молодой семьи Сычевых, состоящей из 2-х человек будет составлять 9,75 кв.м. на 1 человека, что меньше учетной нормы по г. Магнитогорску, утвержденной Решением Магнитогорского городского собрания депутатов от ДАТА 4 за ДАТА 5 в размере 13,5 кв.м.

Сторонами не оспаривается наличие у молодой семьи Сычевых условий предусмотренных п. 4 (возраст заявителей и наличие собственных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях) подпрограммы Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» Городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в городе Магнитогорске на 2008 - 2010 годы»

Согласно ст. 1 ч. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 6-8 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом разрешает дело в пределах предмета заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Следовательно, для признания незаконными оспариваемых решений и действий государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законны интересов заявителя.

Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, проверяя законность оспариваемого заявителями решения органа местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Постановление главы города Магнитогорска от ДАТА 2 за НОМЕР 1 «Об отказе молодой семье Сычева А.А. в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», противоречит действующему законодательству, целям и задачам федеральной целевой программы «Жилище на 2002 -2010 годы», для участия в которой Сычев А.А. и Сычева О.П. обращались с заявлением, в связи с чем подлежит отмене, а допущенное нарушение прав и свобод заявителей подлежит устранению путем обязания администрации гор. Магнитогорска в постановке на учет в качестве нуждающихся, данной семьи.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отменить постановление главы г. Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 2 «Об отказе молодой семье Сычева А.А. в признании, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

Признать молодую семью в составе Сычева Андрея Александровича и Сычевой Ольги Павловны нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

Обязать администрацию города Магнитогорска включить молодую семью Сычева А.А. в список очередников, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий (подпись)

Копия «верна» Судья Л.В. Хибакова