Решение об ежемесячной индексации денежной компенсации



Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Нижегородовой Е.В.

при секретаре Е.К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.Е. к Администрации г. Магнитогорска, Министерству социальной защиты населения по Челябинской области. Министерству финансов РФ об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, взыскании задолженности своевременно неполученных сумм,

УСТАНОВИЛ:

К.В.Е. обратился в суд с иском к администрации г. Магнитогорска об индексации сумм, выплачиваемых ему, как ветерану подразделения особого риска, проходившему срочную военную службу в рядах Советской Армии на Семипалатинском полигоне, согласно ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в виде ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Истец просит обязать ответчика выплачивать ему с ДАТА ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2587,32 руб., ежегодную компенсацию на оздоровление с ДАТА в размере 3481,23 руб. с последующей их индексацией, а также взыскать единовременную задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за период с ДАТА по ДАТА сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью соответственно в размере 85087,06 руб. и 10151,50 руб.

В обосновании иска указал, что выплачиваемые ему суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров должны быть индексированы: с февраля 1997 г. по 01 июля 2000 года – исходя из индекса потребительских цен, с 01.07.2000 года по 01.01.2002 года – исходя из роста минимального размера оплаты труда: 1,581 и 1,515 за каждый год соответственно, с 01.02.2002 года по 01.01.2003 года – исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ – 1,145; 1,120, за период с 01.01.2004 г. по 01.01.2005г. – исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год – 1,1; 1,12; 1,10; 1,11;1,13, а суммы ежегодной компенсации за вред здоровью – с 1997г. по июнь 2000г. – исходя из роста потребительских цен, с 01.07.2000г. по 01.01.2002г. – исходя из роста МРОТ, с 01.01.2002г. по 01.01.2003г. – исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ, с 01.01.2003г. по 2009г. – исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Истец К.В.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика – администрации г. Магнитогорска – К.В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что в соответствии с правом на получение ежемесячных выплат на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью, истцу производятся выплаты в порядке, определённом законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ, о времени и месте рассмотрения дела оно извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения по Челябинской области, о слушании дела оно извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что К.В.Е. является ветераном подразделения особого риска, проходившим срочную военную службу в рядах Советской Армии на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, имеет право на льготы, установленные п.13 ч.1 ст. 14, ч.1 ст. 39 ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно - на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодной компенсации за вред здоровью – 400 руб. соответственно, что подтверждается копией удостоверения истца л.д.9), справкой Управления социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска л.д.6, 28-30).

Данные компенсации выплачивались истцу УСЗН администрации г. Магнитогорска, что подтверждается справками Управления социальной защиты населения администрации г. Магнитогорска л.д.7-8, 28-30).

Согласно постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №847, от 07 мая 2005 г. №292 (ред. от 03 марта 2007 г.), от 25 апреля 2006 г. №246 (ред. от 03 марта 2007 г.), от 03 марта 2007 г. №143, от 17.03.2008г. № 181, от 24.12.2008г. № 992, от 07.07.2009г. № 545, от 16.12.2009г. № 1024 указанные суммы истцу проиндексированы с 01.01.2006 г. исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и выплачены в размере: в 2006 г. – по 393,86 руб. ежемесячно и 525,14 руб. ежегодной компенсации, в 2007 г. – по 431,21 руб. ежемесячно и 574,95 руб. ежегодной компенсации, в 2008г. – по 476,49 руб. ежемесячно и 635,32 руб. ежегодной компенсации, в 2009 г. – по 538,43 руб. ежемесячно и 717,91 руб. ежегодной компенсации, с 01.01.2010г. –по 592,27 руб. ежемесячно и 789,7 руб. ежегодной компенсации.

Факт получения истцом компенсаций с учетом индексации в размере, предусмотренном указанными постановлениями Правительства РФ, подтверждается объяснениями истца, исковым заявлением, справкой от ДАТА.

Доводы истца о том, что выплаченные суммы должны быть проиндексированы в ином порядке, не могут быть учтены по следующим основаниям.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.13 ч.1 ст. 14 и ч.1 ст.39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» соответсвенно.

Частью 3 ст. 5 базового Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Следует, кроме того, учитывать, что положение ст. 3 базового закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривается право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Пунктом 13 ч.1 ст. 14 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанным гражданам гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 г. и от 12 февраля 2001 г.), ФЗ от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» и от 07 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в т.ч. и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

ФЗ-31 от 26.04.2004 г. «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена возможность индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров, только с момента вступления данного закона в законную силу, т.е. с 29 мая 2004 г., исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ «О бюджете на очередной финансовый год», в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 – 2006 г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №847, от 07 мая 2005 г. №292, от 25 апреля 2006 г. №246 и от 03 марта 2007 г. №143, от 17.03.2008г. № 181, от 24.12.2008г. № 992, от 07.07.2009г. № 545, от 16.12.2009г. № 1024 утверждены коэффициенты индексации в 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008г., 2009г. и 2010г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанными Законами установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Из статей 1, 2, 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым фактом, - конституционная обязанность РФ как социального правового государства.

В постановлении Конституционного суда от 01 декабря 1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие Чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда и гражданам.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодательства, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ч.1 ст. 14 базового Закона) и ежегодная компенсация за вред здоровью(ст. 39 ч.1 базового Закона) в твердых денежных суммах, введена п.3 ст. 4 ФЗ от 07 августа 2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий социальных выплат в РФ» и признана не противоречащей Конституции РФ п.2 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П.

Гарантированный размер названных выплат, согласно ст. 3 ФЗ от 07 августа 2000 г. №122-ФЗ, установлен с 01 января 2001 г. исходя из базовой суммы 100 руб., расчетного показателя, веденного ФЗ от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Повышение этого размера в силу ст. 2 ФЗ от 07 августа 2000 г. №122-ФЗ и ч.1 ст. 5 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», может осуществляться федеральными законами исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума с учетом средств, предусматриваемых на эти цели федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Федеральными законами о бюджете РФ на соответствующие финансовые годы (2001 г.–2004 г.) финансирование оспариваемых истцом сумм предусмотрено только в размерах, зафиксированных в базовом Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», без повышения по индексу роста прожиточного минимума. Размер «базовой суммы» 100 руб. не изменился.

В силу ст. 162 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», соответствующих статей соответствующих законов на 2001 г. – 2004 г., законодательные акты, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ассигнования, определенные ФЗ о бюджете, могут быть направлены только на конкретные, предусмотренные в Законе о бюджете, цели.

Поскольку положения, закрепленные в названных выше Федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, осуществляющих реализацию этих законов, финансовые средства определены исходя из экономических возможностей государства, то, никакими другими данными относительно размеров компенсации на приобретение продовольственных товаров, руководствоваться нельзя.

Таким образом, представленный истцом расчет взыскания сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации за вред здоровью с учётом роста прожиточного минимума, роста минимального размера оплаты труда не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета являются специальные законы – Федеральный закон «О федеральном бюджете».

Из вышеизложенного следует, что выплата выраженных в твердых суммах компенсаций на приобретение продовольственных товаров и вред здоровью, должна производиться в размерах, указанных в п.13 ч. 1 ст. 14 и ст. 17 п. 13 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Такой вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, сформулированной в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год».

Согласно данной позиции Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающие представление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. При этом, поскольку федеральный законодатель должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, федеральный законодатель, вправе, сохранив объем гарантированного (в рассматриваемом случае указанного ст. 17 п.13, ст. 14 ч.1 п. 13 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») возмещения, приостановить действие финансовых норм, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан (что нашло отражение в ст. 83, 180 Бюджетного кодекса РФ).

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входит в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индекса инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно:

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 июня 2004 г. в размере 330 руб. (установленная законом 300 руб.) – коэффициент 1,1, ежегодная компенсация за вред здоровью – 440 руб. (установленная законом – 400 руб.). – коэффициент 1,1;

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 г. №292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2005 г. в размере 363,00 руб. – коэффициент 1,1; ежегодная компенсация за вред здоровью – 484 руб.

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. №246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2006 г. в размере 399,28 руб. – коэффициент 1, 09, ежегодная компенсация за вред здоровью – 574,95 руб.,

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 г. № 143 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2007 г. в размере 431,21 руб. – коэффициент 1,08, ежегодная компенсация за вред здоровью – 574,95 руб.,

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 992 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2008 г. в размере 476,49 руб. – коэффициент 1,105, ежегодная компенсация за вред здоровью – 635,32 руб.,

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 июля 2009 г. № 545 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2009 г. в размере 538,43 руб. – коэффициент 1,13, ежегодная компенсация за вред здоровью – 717,91 руб.,

в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. № 1024 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2007 г. в размере 592,27 руб. – коэффициент 1,1, ежегодная компенсация за вред здоровью – 789,70 руб.,

В п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №35, в редакции от 05 апреля 2005 г. №7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 ФЗ от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого ФЗ. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п.15 ст. 14 базового Закона (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ), а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров исходя из базовой суммы этим же постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что поскольку истцу индексация выплачиваемых сумм производилась в соответствии с действующим законодательством с ДАТА, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в исковых требований истцу следует отказать.

На основании ст.ст. 5,14,15,39 Закона РФ от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», руководствуясь ст. ст.12, 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

К.В.Е. в иске к администрации г. Магнитогорска, Министерству социальной защиты населения по Челябинской области, Министерству финансов РФ об индексации сумм ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, взыскании задолженности своевременно неполученных сумм, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через суд Правобережного района г. Магнитогорска в течение 10 дней.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья: Е.В.Нижегородова