Решение о признании права на получение государственного жилищного сертификата



2-1960/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Никитиной О.В.,

при секретаре Ловковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска в интересах Голенкова Анатолия Никитовича о признании права на получение государственного жилищного сертификата

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска в интересах Голенкова А.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска, в котором просит признать незаконным и отменить постановление главы г. Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 1 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Голенкова А.Н.», признать право Голенкова А.Н. на получение государственного жилищного сертификата, обязать администрацию г. Магнитогорска выдать Голенкову А.Н. государственный жилищный сертификат, мотивируя требования тем, что Голенков в 2000 году был уволен с военной службы. За период службы от министерства обороны РФ не обеспечивался жилой площадью, ссуду на строительство жилья и жилищный сертификат не получал. В связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий был поставлен на специализированный учет до ДАТА 2. ДАТА 1 Голенков А.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с предоставлением ему в период службы Министерством обороны РФ в 1999г. земельного участка под строительство жилого дома. Считает, что постановление главы г.Магнитогорска от ДАТА 1 НОМЕР 1 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Голенкова А.Н.» не соответствует требованиям действующего законодательства. С 2008г. Голенков А.Н. незаконно ограничен администрацией г.Магнитогорска в реализации его права на улучшение жилищных условий.

Прокурор Баглаев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец Голенков А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что ушел на пенсию по сокращению. Ему предложили должность механика в горном институте, сказали, что поставят на учет как нуждающегося в жилье. Другие военнослужащие уже стояли на очереди. Его поставили на очередь до 2000 года, стоял в очереди четвертым. Потом встретил знакомого, с которым вместе работал, он сказал, что уже получил квартиру. Пошел в Администрацию, где сказали, что его документы никуда не уходили, предложили написать заявление о том, что возвращают ему документы, после этого отдали документы на руки. Земельный участок был ему выделен в 1999 году из воинской части. Их вызывали в отдел кадров и предложили, тем, кто прослужил 20 лет в вооруженных силах, взять земельный участок. Сказали, что ссудой на приобретение жилья обеспечить не смогут. На этом земельном участке он построил в 2009 году дом площадью около 45 кв.м. Прописаться в доме смог только в 2009 году, т.к. до этого он не был сдан в эксплуатацию. Семья прописана временно по АДРЕС 1. Жилье им не принадлежит. После того, как узнал о вынесенном постановлении в декабре конце 2008 года, слег в больницу больше чем на полгода после нервного срыва, затем стал обращаться в прокуратуру, сначала в военную, а затем, после разъяснений, в Ленинскую.

Представитель администрации г.Магнитогорска извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв.

Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области, извещено надлежащим образом. Представитель в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДАТА 3 на основании распоряжения главы г. Магнитогорска НОМЕР 2 Голенкову А.Н. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок АДРЕС 2 площадью 787,6 кв.м. для строительства индивидуального жилого дома. На основании ст. 17 ФЗ «О статусе военнослужащего».

Согласно правке от ДАТА 4 помощника командира по финансово-экономической работе войсковой части 27894 беспроцентную ссуду на строительство жилья и жилищный сертификат по увольнению Голенков А.Н. не получал, в список для получения ГЖС не вносился. Из справки НОМЕР 3 от ДАТА 4 следует, что общая продолжительность воинской службы по состоянию на ДАТА 5 Голенкова А.Н. составляет 22 года пять месяцев 12 дней.

Из удостоверения на право пользования льготами л.д. 17) следует, что Голенков А.Н. имеет право на льготы, предусмотренные законом РФ «О статусе военнослужащих», законом РФ «О ветеранах».

Постановлением НОМЕР 1 от ДАТА 1 Голенков А.Н. снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с предоставлением Министерством обороны Российской Федерации земельного участка под строительство жилого дома в АДРЕС 2

В соответствии с положениями ст. 6 ЖК РФ Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 30.07.2010) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, речь идет только о гражданах, стоящих на учете в целях получении жилья по договорам социального найма, но не о получении жилищных государственных сертификатов.

Согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ в ред. от 27.11.2002, с изм. от 10.11.2004, Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно - строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:

от 10 до 25 лет - не менее 75 процентов;

25 лет и более - 100 процентов стоимости жилых помещений, принадлежащих жилищно - строительным (жилищным) кооперативам, или строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир).

В таких же размерах оказывается безвозмездная финансовая помощь в соответствии с указанной в настоящем пункте общей продолжительностью военной службы гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир).

Указанная безвозмездная финансовая помощь оказывается: гражданам, уволенным с военной службы, - по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых из федерального бюджета целевым назначением на жилищное строительство для указанной категории граждан, либо за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 17 этого же закона «Право собственности. Льготы по налогам», военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации.

Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

Таким образом, земельные участки военнослужащим, и в данном случае Голенкову А.Н., выделялись во исполнение государством права как получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации, а не в рамках улучшения их жилищных условий, и не заменяли собой предоставление жилищных сертификатов.

Учитывая, что Голенкову А.Н. до настоящего времени государственный жилищный сертификат не выдан, факт выделения земельного участка без предоставления субсидий не свидетельствует об исполнении обязательств государства перед уволенным с военной службы Голенковым А.Н. Органами местного самоуправления не принято мер к улучшению жилищных условий нуждающегося лица путем реализации процедур установленных законом, постановление главы г.Магнитогорска от ДАТА 1 НОМЕР 1, которым Голенков А.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с предоставлением ему в период службы Министерством обороны РФ в 1999г. земельного участка под строительство жилого дома, считать законным нельзя.

Согласно п. 13 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих»» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляла 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В нарушение указанных требований федерального законодательства постановлением главы города от ДАТА 1 НОМЕР 1 Голенков А.Н. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на ст. 56 ЖК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010гг.» право на получение социальных выплат имеют военнослужащие, уволенные с военной службы, состоящие в списках очередников на улучшение жилищных условий, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более. Основные принципы реализации подпрограммы «государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы распространяются на программные мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях её реализации и получают письменное согласие на участие в ней.

Законодатель вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнявших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы. Такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан.

В то же время органы местного самоуправления не наделены полномочиями по изменению порядка установленного федеральным законодательством.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что постановление главы г.Магнитогорска НОМЕР 4 от ДАТА 6 принято без законных оснований и подлежит отмене. Срок. Предусмотренный ст. 256 ГПК РФ в данном случае подлежит восстановлению, в связи с наличием уважительных причин – продолжительной болезнью, а юридической неграмотностью истца, который обращался за защитой своих прав с заявлением в военную, а затем в Ленинскую прокуратуру

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление главы города Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 1 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Голенкова А.Н».

Отменить постановление главы города Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 1 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Голенкова А.Н».

Признать право Голенкова Анатолия Никитовича на получение государственного жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: