Дело НОМЕР
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДАТА г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Никитиной О.В.
при секретаре Л.О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону примечания к постановлению главы г. Магнитогорска,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Магнитогорска обратился в суд с заявлением о признании примечания к постановлению главы города НОМЕР от ДАТА «Об установлении платы за жилое помещение» противоречащим закону. Просит обязать администрацию города Магнитогорска внести соответствующие изменения в постановление НОМЕР от ДАТА.
В обоснование заявленных требований указал, что данным постановлением определена «плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещение по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения». Согласно примечания приложения к указанному постановлению: - плата за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом (базовая ставка) 8,68 руб./ кв.м (с НДС) взимается со всех жильцов, проживающих в домах, оборудованных лифтом, кроме жильцов, проживающих на 1 и 2 этажах (п.2 Примечания); плата за техническое обслуживание и ремонт лифтов взимается со всех жильцов, проживающих в домах, оборудованных лифтом, кроме жильцов, проживающих на 1 и 2 этажах, ссылаясь на то, что примечание к постановлению в указанной части является не законным по следующим основаниям: в соответствии с жилищным законодательством лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме, входят в состав общего имущества в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. При этом доля обязательных расходов определяется долей собственника в праве собственности на общее имущество в доме. Считает, что обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе лифтов, возлагается на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений. Законом предусмотрен единственный вариант распределения расходов по содержанию имущества – пропорционально площади занимаемого жилого помещения. Орган местного самоуправления, освободив от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом, собственников жилья, проживающих на 1-2 этажах, изменил установленный жилищным законодательством порядок расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, превысив свою компетенцию и выйдя за пределы вопросов местного значения, определенных ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», т.к. данные полномочия ст. 12 ЖК РФ отнесены к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Кроме того, указанным постановлением главы города ущемляются права и интересы неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений, не проживающих на 1-2 этажах многоквартирных жилых домов.
На данное примечание к постановлению главы города был принесен протест прокурора, который по существу не рассмотрен, нарушения действующего законодательства не устранены.
Прокурор о слушании дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело без участия прокурора.
Представитель администрации г.Магнитогорска в судебном заседании исковые требования не признал.
Выслушав представителя администрации г. Магнитогорска, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы города Магнитогорска НОМЕР от ДАТА «Об установлении платы за жилое помещение» определена плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещение по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с ДАТА. (с НДС)».
Согласно примечанию к указанному постановлению:
- плата за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом, (базовая ставка) в размере 8,68 руб./кв. метр (с НДС) взимается со всех жильцов, проживающих в домах оборудованных лифтом, кроме жильцов, проживающих на 1 и 2 этажах (пункт 3 Примечания);
- плата за техническое обслуживание и ремонт лифтов взимается со всех жильцов в домах, оборудованных лифтом, кроме жильцов, проживающих на 1 и 2 этажах (пункт 4 Примечания).
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему гражданскому и жилищному законодательству РФ, нарушает права и свободы граждан.
Статьей 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 1 данной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 2 определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, и включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Таким образом, из вышеприведенных норм Жилищного кодекса РФ следует, что обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе лифтов, возлагается на всех без исключения собственников и нанимателей жилых помещений, независимо от того на каких этажах находятся занимаемые ими жилые помещения.
Кроме того, обязанность всех собственников нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме также вытекает из положений ст.ст. 210, 290 ГК РФ, в силу которых собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в состав которого входят принадлежащие на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Законом предусмотрен единственный вариант распределения расходов по содержанию общего имущества – пропорционально площади жилого помещения, занимаемого по договору найма или принадлежащего собственнику на праве собственности.
Принятое постановление главы г.Магнитогорска, освобождающее от платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом, а также платы за техническое обслуживание и ремонт лифтов жителей г.Магнитогорска, проживающих в жилых помещениях на первых и вторых этажах, неправомерно возлагает на жителей других этажей дополнительные расходы за такое обслуживание и ремонт, поскольку соответствующие расходы не компенсируются органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, освободив от оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в жилых домах, оборудованных лифтом, собственников жилья, проживающих на 1-2 этажах, изменил установленный жилищным законодательством порядок расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, превысив свою компетенцию и выйдя за пределы вопросов местного значения, определенных ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., так как данные полномочия ст. 12 Жилищного кодекса РФ отнесены к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Из требований пункта 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд считает, что оспариваемые пункты 2 и 3 Примечания к постановление главы г.Магнитогорска НОМЕР от ДАТА противоречат нормам жилищного и гражданского законодательства, влияют на права и интересы жителей г.Магнитогорска, и признает оспариваемые положения указанного нормативного правового акта недействующими.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд считает, что оспариваемые положения нормативно правового акта подлежат признанию недействующими со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251, 253, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону примечания к Постановлению главы г.Магнитогорска НОМЕР от ДАТА – удовлетворить.
Признать недействующими положения пункта 3 и 4 примечания к Постановлению главы г. Магнитогорска НОМЕР от ДАТА «Об установлении платы за жилое помещение» со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: