Решеение о признании недействительным приказа об увольнении



Дело № 2-1908/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе предстательствующего Нижегородовой Е.В.,

с участием прокурора Плотниковой Н.И.,

при секретаре Патрикеевой А.Л.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Головина Владимира Леонидовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России НОМЕР по Челябинской области о признании незаконным и отмене приказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Головин В.Л. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России НОМЕР по Челябинской области о признании незаконным и отмене приказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 1 об увольнении Головина В.Л. по п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что ДАТА 1 уволен по п. 6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с нарушением порядка увольнения. ДАТА 2 в период нахождения его в очередном отпуске он получил письменное предупреждение о сокращении занимаемой должности ведущего специалиста-эксперта юридического отдела ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска вместе с предложением продолжить государственную службу в должности ведущего специалиста- эксперта отдела выездных проверок НОМЕР во вновь создаваемой МРИ ФНС НОМЕР по Челябинской области, от предложенной должности он вынужден был отказаться в виду отсутствия опыта и навыков работы. ДАТА 3 ему вновь было вручено предупреждение о сокращении занимаемой должности с предложением продолжить государственную службу в должности государственного налогового инспектора отела камеральных проверок НОМЕР во вновь создаваемой МРИ ФНС НОМЕР по Челябинской области, от предложенной должности он вынужден был отказаться в виду того, что данная должность является нижестоящей по отношению к ранее занимаемой должности. Иные должности ему не предлагались, хотя такие вакансии имелись. В результате он был лишен возможности выбора (замещения) вакантной должности. В день увольнения вакансии вообще не предлагались.

Представители ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России НОМЕР по Челябинской области Потапова С.М. и Любушкина Н.В. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что увольнение произведено в соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязанности у работодателя предлагать все имеющиеся вакансии нет, истцу предлагались вакансии в соответствии с его знаниями, опытом работы, истец изъявил желание уволиться до истечения установленного двухмесячного срока при сокращении, лишив при этом работодателя возможности в случае появления вакансии предлагать ему для замещения другие должности.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 13 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее закона № 79-ФЗ) гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1,2 ст.31 закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

Истец Головин В.Л. ДАТА 4 принят на работу в ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска в юридический отдел на должность ведущего специалиста-эксперта, что подтверждается копией приказа НОМЕР от ДАТА 4, копией служебного контракта НОМЕР от ДАТА 4.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы НОМЕР 2 от ДАТА 5 Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска и Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска реорганизованы путем слияния, образовав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области.

Приказом УФНС по Челябинской области НОМЕР 3 утверждена структура Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области, состоящая из 19 отделов, что подтверждается копией приказа, приложения НОМЕР к приказу.

ДАТА 6 утверждено штатное расписание Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области.

ДАТА 7 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно штатному расписанию Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области, утв. ДАТА 6 в юридическом отделе имеются 8 единиц, из которых 1 ед.- должность начальника отдела, 1 ед. – должность заместителя начальника отдела, 1ед. – должность главного специалиста-эксперта, 5 ед.- должность ведущего специалиста-эксперта. Приказом НОМЕР 4 от ДАТА 8 одна ставка ведущего специалиста-эксперта юридического отдела выведена, введена ставка специалиста 1 разряда.

Согласно штатному расписанию ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска в юридическом отделе имелось 5 единиц, из которых 1 ед. - должность начальника отдела, 1 ед. – должность государственного налогового инспектора, 2 ед. – должность ведущего специалиста-эксперта, 1 ед. – должность специалиста 1 разряда.

Согласно штатному расписанию ИФНС России по Ленинскому району г. Магнитогорска в юридическом отделе имелось 5 единиц, из которых 1 ед. - должность начальника отдела, 1 ед. – должность главного специалиста-эксперта, 3 ед. – должность специалиста 1 разряда.

В связи с реорганизацией двух налоговых инспекций, образованием нового налогового органа, изменением структуры и утверждением штатного расписания, должности, занимаемые служащими в реорганизованных инспекциях, подлежали сокращению.

Из пояснений истца следует, что ДАТА 2 в день вручения ему предупреждения о сокращении должности государственной гражданской службы он находился в очередном отпуске.

Из личных дел государственных гражданских служащих: А.Н.Ю. – специалиста 1 разряда юридического отдела ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска, К.Г.С. – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска, Д.Е.А. – специалиста 1 разряда юридического отдела ИФНС России по Ленинскому району г. Магнитогорска, М.Н.Ю. – специалиста 1 разряда юридического отдела ИФНС России по Ленинскому району г. Магнитогорска, Л.А.И. - специалиста 1 разряда юридического отдела ИФНС России Правобережному району г. Магнитогорска усматривается, что предупреждения о сокращении должности государственной гражданской службы с предложением должности специалиста-эксперта юридического отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области (Л.А.И. – должности специалиста 1 разряда) вручены ДАТА 8. С предложением занять должности во вновь образованном налоговом органе указанные государственные служащие согласились.

Учитывая, что свободных ставок в юридическом отделе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области на ДАТА 2 уже не имелось, т.к. выше перечисленные лица согласились с предложением работодателя занять должности ведущего специалиста-эксперта и специалиста 1 разряда, истцу была предложена соответствующая его квалификации должность ведущего специалиста-эксперта отдела выездных проверок НОМЕР в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области.

Истец не согласился с данным предложением, о чем имеется его подпись в предупреждении от ДАТА года.

ДАТА 9 истцу вновь было вручено предупреждение о сокращении его должности с предложением для замещения должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок НОМЕР в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы НОМЕР по Челябинской области.

Истец не согласился с данным предложением, о чем имеется его подпись в предупреждении от ДАТА года.

ДАТА 1 Головин В.Л. на имя начальника ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска С.Е.Г. подал заявление с просьбой рассмотреть возможность расторжения служебного контракта до срока предупреждения, истекающего ДАТА 10, согласен на увольнение по п. 6 ч.1 ст. 33 закона № 79-ФЗ с 15.06.2010 года, от предложенных должностей отказался.

Приказом НОМЕР 1 от ДАТА 1 служебный контракт с Головиным В.Л. расторгнут, Головин В.Л. уволен в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, п. 6 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 8 ст. 31 закона № 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

В соответствии с п.п. 4,9 закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 33 закона № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.

Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы.

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 53).

Установление особого правового статуса гражданских служащих осуществляется федеральным законодателем, который посредством специального правового регулирования вправе определять для данной категории лиц соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы.

Поскольку государственная гражданская служба представляет собой особую форму реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации указанного права в иных формах (в частности, путем заключения трудового договора).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111, не считаются дискриминацией (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, определения от 1 июля 1998 года N 84-О; от 8 февраля 2001 года N 45-О; от 5 июля 2001 года N 134-О; 3 октября 2002 года N 233-О; 19 апреля 2007 года N 266-О-О).

Доводы истца на нарушение его права на свободу выбора замещаемых должностей, на нарушение порядка увольнения, а именно, не предоставление работодателем всех вакантных должностей, суд находит необоснованными, поскольку такая обязанность законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрена.

Доводы истца на нарушение ответчиком положений закона О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части принятия на государственную гражданскую службу Н.О.Б. на должность ведущего специалиста-эксперта отдела кадрового обеспечения и безопасности, не могут быть приняты судом в качестве доказательства, подтверждающего нарушение ответчиком порядка увольнения, поскольку основания приема на работу Н.О.Б. на является предметом данного гражданского дела.

Доводы истца в части того, что должность ведущего специалиста-эксперта отдела кадрового обеспечения и безопасности ответчик должен был предложить ему и он бы согласился на замещение данной должности, являются необоснованными, поскольку обязанность предложения всех имеющихся вакантных должностей законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на работодателя не возложена.

Доводы истца в части того, что до реорганизации в ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска имелось 20 вакантных должностей и указанные должности в первую очередь подлежали сокращению, в связи с чем, необходимости сокращения его должности не имелось, суд находит несостоятельными, поскольку право на утверждение структуры, штатного расписания, количества необходимых должностей в отделах имеет работодатель, и наличие вакантных должностей в других отделах реорганизованного юридического лица не является основанием для оставления в юридическом отделе всех штатных единиц, имевшихся в ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска в ИФНС по Ленинскому району г. Магнитогорска, при создании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области.

Кроме того, истец добровольно написал заявление на имя начальника ИФНС по Правобережному району г. Магнитогорска о досрочном расторжении с ним служебного контракта по п. 6 ч.1 ст. 33 закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Доводы истца в части того, что он считал, что другие должности ему уже не предложат, поэтому дал согласие на досрочное расторжение служебного контракта, не являются основанием для признания увольнения истца незаконным.

Из пояснений представителя ответчика, книги приказов, следует, что после увольнения истца, стали увольняться другие сотрудники, в связи с чем, освобождались вакансии, на которые ранее данные сотрудники соглашались, и соответственно, истцу могли быть предложены и другие должности. Доказательства, опровергающие данные пояснения, суду не представлены.

Доводы истца в части того, что при увольнении не было учтено его преимущественное право на оставление на работе, суд находит необоснованными, поскольку все должности юридического отдела в ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска были сокращены, вопрос об оставлении на работе не решался, ответчик предлагал высвобождаемым работникам новые вакантные должности во вновь создаваемом налоговом органе. В данном случае правила о преимущественном праве на оставление на работе к работникам не применяется и работодатель вправе сам определить, кому из работников, подлежащих увольнению, предложить вакантную должность.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для признания увольнения незаконным, восстановления на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Компенсационные выплаты, предусмотренные законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", истцу при увольнении были выплачены.

На основании ст.ст. 31,33 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Головину Владимиру Леонидовичу в иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России НОМЕР по Челябинской области о признании незаконным и отмене приказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска НОМЕР 1 от ДАТА 1 об увольнении Головина В.Л. по п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья: Е.В.Нижегородова