Дело № 2-1290/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Белик С.В.
при секретаре Бикимовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадетова Дмитрия Васильевича к Администрации г. Магнитогорска о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилым помещением по договору социального найма,
установил:
Кадетов Д.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Магнитогорска, просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию г.Магнитогорска обеспечить его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Требования обосновал тем, что решением суда от ДАТА его мать лишена родительских прав, впоследствии осуждена к лишению свободы. Отец с 1983г. по 1995г. находился в местах лишения свободы, ДАТА с него были взысканы алименты на содержание сына, но алименты не платил, в связи с чем был объявлен в розыск. С октября 1984г. находился в Детском доме НОМЕР, с августа 1987г. находился в МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «*». В период с 1995г. по 1997г. обучался в ***. В период его нахождения в указанных учреждениях был поставлен на полное государственное обеспечение. Когда проживал с матерью, имел регистрацию по месту жительства по АДРЕС. После осуждения матери к лишению свободы ее и детей сняли с регистрационного учета с указанного адреса, ордер на комнату был выдан соседям, которые данное жилье приватизировали. В период его нахождения в госучреждениях имел регистрацию по месту пребывания в данных учреждениях. В силу ст.8 ч.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежит обеспечению жилой площадью вне очереди, фактически является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не имеет жилого помещения. После окончания обучения в *** жилое помещение по договору соцнайма предоставлено не было. Неоднократно обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое ему не предоставлено.
В судебном заседании истец Кадетов Д.В. на иске настаивал, дал аналогичные изложенному в иске пояснения, указав, что просит обязать ответчика обеспечить его вне очереди жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, указав, что в 1998г. и в 2001г. обращался в администрацию г. Магнитогорска по вопросу обеспечения жилым помещением, однако устно ему было отказано в постановке на учет и предоставлении жилья, в 1998г. по мотиву наличия у его матери на праве собственности жилого дома (перешедшего ей по наследству), и в 2001г. по мотиву отсутствия документов подтверждающих лишение отца родительских прав. Доказательств того, что он обращался в администрацию в этот период, не имеется, письменных отказов не было. С 2001г. по 2009г. с заявлением о постановке на учет к ответчику не обращался, в 2009г. при обращении в администрацию было отказано в постановке на учет и обеспечении вне очереди жилым помещением по мотиву достижения 23 лет, однако как ребенок без попечения родителей имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г.Магнитогорска не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в письменном отзыве по делу иск не признал, указал, что документы о постановке Кадетова на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в администрацию г. Магнитогорска не поступали; учреждения, в которых истец находился на полном гособеспечении, своевременно не обратились в орган местного самоуправления, истец сам обратился в администрацию г. Магнитогорска с заявленными требованиями в 29-летенем возрасте. Поскольку 23-летний возраст обращения был пропущен, в удовлетворении требований было отказано. Истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства г.Магнитогорска в судебное заседание не явился, о слушании дела был надлежащим образом извещен.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве по делу с иском был не согласен, указав, что гражданин может обладать статусом лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, до достижения им 23 лет. Истец ... утратил указанный статус и право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством для лиц из числа детей-сирот, был вправе претендовать на получение дополнительных гарантий по апрель 2003г., в настоящее время утратил право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с нормами ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, истцом пропущен общий срок исковой давности.
Заслушав истца, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд разрешает дело в пределах заявленных требований и по представленным сторонами доказательствам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы вышеуказанного ФЗ № 159-ФЗ, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе и внеочередное обеспечение жилой площадью, должно предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, вышеуказанного возраста. Достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, имеют право на внеочередное предоставление им жилья по основаниям предусмотренным указанным выше законом, а также ч.2 ст.57 ЖК РФ, только при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью до достижения ими предельного возраста – 23 лет.
В судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 23 лет в апреле 2003 года. Как следует из материалов дела, пояснений истца, до апреля 2003 года (достижения возраста 23 лет) истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводы истца о том, что он в 1998г. и в 2001г. обращался в администрацию г. Магнитогорска по вопросу обеспечения жилым помещением, но ему было отказано в постановке на учет, никакими доказательствами не подтверждены. В суде сам истец пояснил, что каких-либо письменных доказательств, подтверждающих факт его обращения в указанный период в администрацию г. Магнитогорска по вопросу постановки на учет и обеспечения жильем, как и письменных отказов администрации в постановке его на этот учет, не имеется. Из пояснений истца следует, что в период 1998г., 2001г. он действия администрации по отказу в постановке его на учет не обжаловал, в суд или в иные органы по данному вопросу не обращался. Из имеющихся в материалах дела ответов администрации г. Магнитогорска следует, что Кадетов в 2009г. неоднократно обращался с заявлением о внеочередном обеспечении жилым помещением, ему было отказано по мотиву достижения возраста более 23 лет, при этом также указано, что в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации г. Магнитогорска, перед которыми государство имеет обязательства по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма, он не включен. Таким образом, доказательств, что истец до 2009г. обращался в администрацию г.Магнитогорска по вопросу постановки его на учет и обеспечении жильем, не имеется, истец на указанном учете не стоит, на момент обращения в 2009г. истец достиг возраста 29 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письмами администрации г. Магнитогорска, Министерства социальных отношений.
Из письма администрации г. Магнитогорска следует, что Кадетов Д.В. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, в администрацию с заявлением о признании его малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не обращался.
На момент обращения истца в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о постановке его на учет на внеочередное предоставление жилья (2009 год) он утратил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Поскольку истец до достижения им 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении поставлен не был, право на внеочередное предоставление жилья он утратил, в связи с чем основания для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Кроме того, истец просит признать его лицом из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в силу ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет. В настоящее время истец утратил указанный статус, поскольку достиг возраста свыше 23 лет.
В представленном отзыве по делу ответчик Администрация г.Магнитогорска, третье лицо Министерство социальных отношений ссылались на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Истец в судебном заседании полагал, что срок исковой давности им не пропущен.
Как установлено судом, следует из материалов дела, истец с 1984г. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. С 1984г. по 1987г. истец находился в доме ребенка НОМЕР г. Магнитогорска, в июле 1987г. был переведен в школу-интернат НОМЕР для детей лишившихся попечения родителей, где находился с августа 1987г. по 1995 год, где находился на полном государственном обеспечении, с 1995г. по 1997 годы обучался в ***, был зарегистрирован в общежитии с ДАТА по ДАТА, находился на полном государственном обеспечении, после окончания колледжа был принят на работу в ***. В настоящее время истец жилых помещений на праве собственности не имеет, что подтверждено Выписками из ЕГРП.
В судебном заседании установлено, что в 2009 году истец обращался в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о внеочередном предоставлении жилой площади, ответами УЖКХ Администрации г.Магнитогорска от ДАТА, ДАТА Кадетову было сообщено, что в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации г. Магнитогорска, он не включен, отделом опеки и попечительства нуждаемость в предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке не подтверждена, документы из отдела опеки и попечительства о постановке Кадетова на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по данной категории, в жилищный отдел УЖКХ администрации города не поступали.
Данные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались. Доказательств того, что истец в 1998г. и 2001г. обращался в администрацию г.Магнитогорска с заявлением о постановке его на учет, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях внеочередного предоставления ему жилого помещения, и ему было отказано, не имеется. Письмом администрации г. Магнитогорска от ДАТА, от ДАТА в постановке на учет на получение жилья на территории г.Магнитогорска как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу было отказано по мотиву достижения им возраста более 23 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
На момент обращения истца в администрацию с заявлением о постановке на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец достиг 29 лет, малоимущим не признан, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
В администрацию по вопросу постановки на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец обратился в 2009 году, в то время как о нарушении его права ему стало известно до достижения 23-летнего возраста (после окончания учебного заведения – ***, о чем пояснил сам истец, указав, что ему в 1998г. стало известно о наличии у него права на обеспечение его жильем вне очереди как ребенка, оставшегося без попечения родителей), на момент обращения истца в суд с настоящим иском срок исковой давности по заявленным требованиям истек, что в силу ст.199 ГК РФ также является основанием для отказа в иске.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В иске Кадетова Дмитрия Васильевича к Администрации г.Магнитогорска о признании Кадетова Дмитрия Васильевича из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию г. Магнитогорска обеспечить его вне очереди жилым помещением по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение 10 дней.
Председательствующий: Белик С.В.