Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Белик С.В.
при секретаре Б.Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Р. к Администрации г. Магнитогорска о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилым помещением по договору социального найма,
установил:
С.Р. обратился в суд с иском к Администрации г.Магнитогорска, просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию г.Магнитогорска обеспечить его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Требования обосновал тем, что с рождения находился на полном государственном обеспечении в различных государственных учреждениях, мать отказалась от него в роддоме, об отце информацией не располагает. .... В период его нахождения в . госучреждениях никакое жилье за ним не закреплялось. После выпуска из ПУ НОМЕР г. Челябинска жилье по договору социального найма ему не было предоставлено. В 1995г. приехал в г. Магнитогорск, устроился на работу, от работодателя было предоставлено общежитие. В силу ст.8 ч.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежит обеспечению жилой площадью вне очереди, фактически является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не имеет жилого помещения. После окончания ПУ НОМЕР г. Челябинска жилое помещение по договору соцнайма предоставлено не было. Неоднократно обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое ему не предоставлено.
В судебном заседании истец С.Р. на иске настаивал, дал аналогичные изложенному в иске пояснения, указав, что просит обязать ответчика обеспечить его вне очереди жилым помещением именно как лицо из числа детей-сирот, указав, что в г. Магнитогорск переехал проживать в 1995г., будучи совершеннолетним, до декабря 1998г. с заявлением о постановке на учет к ответчику не обращался, в 2001г. при обращении в администрацию был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как проживающий в общежитии, однако как ребенок-сирота имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Магнитогорска А.Н.Е. (действующий на основании доверенности) иск не признал, указал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда по месту выявления и первичного устройства, истец в учебных заведениях г. Магнитогорска не обучался, приехав в г. Магнитогорск в 1995г. по собственному желанию в возрасте 20лет. Поскольку истец пребывал в образовательных учреждениях не г. Магнитогорска, документы на учет для предоставления жилья в органы местного самоуправления г. Магнитогорска предоставлены быть не могли. В возрасте с 18 до 23 лет истец не обращался с заявлением на внеочередное предоставление жилого помещения, в настоящее время его возраст превышает 23 года.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Ю.С.А. с иском была не согласна, пояснив, что истец не является ребенком, оставшимся без попечения родителей, выявленным в г. Магнитогорске, поскольку в г. Магнитогорске не обучался, до 1995г. в нем не проживал, приехав в г. Магнитогорск по своему желанию в совершеннолетнем возрасте, устроился на работу, был обеспечен общежитием. Истец мог обратиться за обеспечением жильем в г. Златоуст или в г. Челябинск по месту первичного выявления, по месту учебы. В администрацию г. Магнитогорска истец обратился в 2001г., был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении как проживающий в общежитии.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве по делу с иском был не согласен, указав, что гражданин может обладать статусом лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, до достижения им 23 лет. Истец (ДАТА) утратил указанный статус и право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством для лиц из числа детей-сирот, был вправе претендовать на получение дополнительных гарантий по декабрь 1998г., в настоящее время утратил право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с нормами ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, истцом пропущен общий срок исковой давности.
Заслушав указанных лиц, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд разрешает дело в пределах заявленных требований и по представленным сторонами доказательствам.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы вышеуказанного ФЗ № 159-ФЗ, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе и внеочередное обеспечение жилой площадью, должно предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, вышеуказанного возраста. Достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, имеют право на внеочередное предоставление им жилья по основаниям предусмотренным указанным выше законом, а также ч.2 ст.57 ЖК РФ, только при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью до достижения ими предельного возраста – 23 лет.
В судебном заседании установлено, что истец достиг возраста 23 лет в . 1998 года. Как следует из материалов дела, пояснений участников процесса, до . 1998 года (достижения возраста 23 лет) истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с соответствующим заявлением в администрацию г. Магнитогорска до указанного периода не обращался, обратившись в 2001 году, в связи с чем с ДАТА был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении под НОМЕР как проживающий в общежитии, на момент постановки на указанный учет истец достиг возраста 25 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письмами администрации г. Магнитогорска, Управлением социальной защиты, Министерства социальных отношений.
На момент обращения истца в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о постановке его на учет на предоставление жилья (2001 год) он утратил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Поскольку истец до достижения им 23-летнего возраста на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении поставлен не был, право на внеочередное предоставление жилья он утратил, в связи с чем основания для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
В представленном отзыве по делу Министерство социальных отношений ссылалось на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал данное заявление.
Как установлено судом, следует из материалов дела, истец с рождения являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей. С 1976г. истец находился на полном государственном обеспечении, после окончания училища был принят на работу в г. Магнитогорске. В настоящее время истец зарегистрирован в общежитии НОМЕР по АДРЕС в г. Магнитогорске, иных жилых помещений на праве собственности не приобрел.
В судебном заседании установлено, что в 2007-2008 годах истец обращался в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о внеочередном предоставлении жилой площади, ранее он в 2001 году также обращался о предоставлении жилой площади, и с ДАТА под НОМЕР состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Данные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались. Доказательств того, что истец до 2001 года обращался в администрацию г. Магнитогорска с заявлением о постановке его на учет, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях внеочередного предоставления ему жилого помещения, не имеется. Письмом администрации г. Магнитогорска от ДАТА, от ДАТА в постановке на учет на получение жилья на территории г.Магнитогорска как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу было отказано по мотиву достижения им возраста более 23 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно нормам вышеуказанного закона, а также Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма (утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008г. № 273), дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Однако истец был выявлен, как оставшийся без попечения родителей, и первично устроен в госучреждение для детей-сирот в 1976г. на территории АДРЕС, впоследствии находился на полном гособеспечении в учреждениях для детей-сирот в г. Коркино, в г. Челябинске. Город Магнитогорск не является местом выявления и первичного устройства истца как ребенка до 18 лет.
В администрацию по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обратился в 2001 году, в то время как о нарушении его права ему стало известно до достижения 23-летнего возраста (после окончания учебного заведения – ПУ НОМЕР), на момент обращения истца в суд с настоящим иском срок исковой давности по заявленным требованиям истек.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В иске С.Р. к Администрации г.Магнитогорска о признании С.Р. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию г. Магнитогорска обеспечить его вне очереди жилым помещением по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение 10 дней.
Председательствующий: Белик С.В