Решение об оспаривании решения главы Администрации города



Дело № 2-1987/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:

председательствующего Белик С.В.

при секретаре Кузнецовой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Сергея Дмитриевича к Администрации г. Магнитогорска об оспаривании постановления главы Администрации города Магнитогорска, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,

установил:

Гончаров С.Д. обратился в суд с иском к Администрации г.Магнитогорска, просил признать недействительным постановление администрации города Магнитогорска от ДАТА 1 НОМЕР 1 об отказе молодой семье Гончарова в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», признать его семью нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и участницей указанной подпрограммы, обязать администрацию г. Магнитогорска предоставить социальную выплату на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Требования обосновал тем, что ДАТА 4 им было подано заявление в администрацию города Магнитогорска о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Оспариваемым постановлением ему отказано в признании семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, по основанию, что ДАТА 2 ему исполнилось 35 лет, что является основанием для отказа в признании семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты. С постановлением не согласен, заявление о признании семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты подано им ДАТА 4, постановление вынесено ДАТА 1, что нарушает предусмотренный Правилами 10-дневный срок для принятия решение о признании или отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы; при соблюдении указанных сроков имел право на признание его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по указанной подпрограмме.

В судебном заседании истец Гончаров С.Д. требования иска поддержал.

В судебном заседании представители истца Добкин К.В., Семенова Н.В. полностью поддержали требования истца, указав, что возраст истца 35 лет позволяет участвовать в вышеуказанной подпрограмме, его заявление в 10-дневный срок не было рассмотрено, установленный административным регламентом 30-дневный срок рассмотрения заявления противоречит п.17 Правил; истец просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент подачи заявления ему не было 35 лет.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г.Магнитогорска не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя, в письменном отзыве по делу указал, что с иском не согласен, участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Истцу ДАТА 2 исполнилось 35 лет. Действие п.17 Правил распространяется на молодые семьи, которые уже признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и подают документы для формирования списка молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату.

Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве по делу возражал против удовлетворения иска.

Заслушав истца и его представителей, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Постановлением Администрации города Магнитогорска от ДАТА 1 НОМЕР 1 в соответствии с подпунктом 2 пункта 27 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2009 – 2010 годы», отказано молодой семье Гончарова С.Д. в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что молодой семьей представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, Гончарову С.Д. ДАТА 2 исполнилось 35лет, а в соответствии с пп.1 п.4 подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет л.д.9-10).

Из письма Администрации г. Магнитогорска от ДАТА 3 на имя истца следует, что в признании молодой семьи истца нуждающейся в предоставлении социальной выплаты отказано в связи с тем, что молодая семья не соответствует Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, а именно ДАТА 2 Гончарову С.Д. исполнилось 35 лет, в соответствии с пп. «а» п.5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Молодая семья истца не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по указанной подпрограмме л.д.46).

Суд не находит оснований для признания незаконным вышеуказанного Постановления от ДАТА 1 НОМЕР 1 исходя из следующего.

Основной целью Подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» Областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы, является государственная поддержка молодых семей, признанных нуждающимися в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

Согласно п.23, п.26 главы У1 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п.27, отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты допускается в случае, если представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты.

Согласно п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

Также согласно п.4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Челябинской области на 2009-2010 годы, утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2009г. № 344-П, участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей.

Также в утвержденной Решением Магнитогорского Собрания депутатов от 28.05.2008г. № 80 подпрограмме указано, что участником Подпрограммы может стать молодая семья, постоянно проживающая в городе Магнитогорске, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей.

Постановлением Правительства Челябинской области от 08.04.2010 №100-П установлен Порядок формирования органом местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей – участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в Челябинской области на 2009 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, определяющий порядок формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - участников указанной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, согласно п.5 которого, в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на 1 сентября года, предшествующего планируемому году, не превышает 35 лет.

Из материалов дела следует, что истец ДАТА 4 подал в администрацию г. Магнитогорска заявление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья, что подтверждено самим заявлением, распиской в приеме документов л.д.68, 8).

ДАТА 2 истцу исполнилось 35 лет. В связи с этим, поскольку в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. N 285 Правилами, в которых определены условия, при соответствии которым молодая семья может быть участницей подпрограммы, пп. «а» п. 5 Правил определено, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, истцу как достигшему предельного возраста для участия в подпрограмме (35 лет) было обоснованно отказано в признании нуждающимся в предоставлении социальной выплаты, поскольку на день принятия органом местного самоуправления решения о признании (либо об отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты истец уже достиг возраста 35 лет.

Ссылки истца и его представителей на нарушение ответчиком срока рассмотрения заявления истца о признании нуждающимся в предоставлении социальной выплаты (который, по утверждению истца, должен был составлять 10 дней), несостоятельны.

Действительно, п.17 (в гл. 2 – порядок формирования списков молодых семей – участников подпрограммы) Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. № 285), установлено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Таким образом, в п.17 определен срок принятия решения о признании молодой семьи участницей подпрограммы.

В п.15 указанных правил установлен перечень документов, которые молодая семья подает в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме, где в числе прочих документов, указан документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая указанным в п.5 условиям, в том числе пп.б) - признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. Согласно п. 6, применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, в соответствии с пп.г п.15 Правил, молодая семья на момент признания участником подпрограммы должна быть уже признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив для участия в подпрограмме документ подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21.12.2007г. № 969 (отмененным постановлением от 31.03.2010г.) была утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», согласно п.4 которой, участником подпрограммы может быть молодая семья, признания органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая указанным в п.4 условиям. Согласно п.24, признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления. В п.25 определен порядок рассмотрения заявления и вынесения решения о признании молодой семьи нуждающейся в социальной выплате. Согласно пп.2 п.25 главы У1, по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителей не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты.

Постановлением главы города Магнитогорска от 24 июня 2009г. № 5680-П (в редакции постановлений от 29.10.2009г. № 9410-П, от 25.11.2009г. № 10323-П) утвержден административный регламент предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по признанию молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы». Согласно п.15 административного регламента, сроки предоставления муниципальной услуги: прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги 1 рабочий день; рассмотрение заявления и прилагаемых документов, предоставленных для получения муниципальной услуги по оказанию молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий 1 рабочий день; проверка предоставленных документов и жилищных условий заявителя, подготовка постановления главы города о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме 28 рабочих дней.

Таким образом, п.15 регламента определяются сроки рассмотрения заявления молодой семьи о признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, а не признания молодой семьи участницей подпрограммы. П.15 административного регламента не противоречил пп.2 п.25 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», устанавливающей срок не позднее чем 30 рабочих дней со дня представления документов в орган местного самоуправления для принятии решения о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты.

В соответствии с п.17 Подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» в ред. Решения Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28.10.2009г. № 154, текущее управление подпрограммой производится администрацией города. Администрация города осуществляет признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты в соответствии с порядком, утвержденным главой города, ведение их учета; признание молодых семей, изъявивших желание участвовать в Подпрограмме в планируемом финансовом году, участниками подпрограммы в текущем году в соответствии с условиями подпрограммы; формирование списков молодых семей.

Также согласно п.25 подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2009г. № 344-П, признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления, согласно п.26 (порядок рассмотрения заявления и вынесения решения о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты), поступившее от молодой семьи заявление с прилагаемыми документами проверяется органами местного самоуправления, по результатам рассмотрения заявления и проверки жилищных условий заявителей не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, о котором молодая семья уведомляется письменно. В силу п.28, включение молодой семьи в список участников подпрограммы производится на основании решения органа местного самоуправления о признании ее нуждающейся в предоставлении социальной выплаты.

Таким образом, администрация города вправе была рассмотреть заявление истца о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (поступившее в администрацию ДАТА 4), в течение 30 рабочих дней, в период рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов истец достиг ДАТА 2 возраста 35 лет, в связи с этим, администрацией города было обоснованно отказано истцу в признании его молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, поскольку, в силу вышеуказанных норм законодательства, признание молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Требование иска о возложении обязанности на администрацию г.Магнитогорска предоставить социальную выплату на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» также не подлежит удовлетворению, поскольку, как следует из материалов дела, истец с заявлением о признании молодой семьи участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» не подавал, какого-либо решения об отказе в признании этой молодой семьи участницей подпрограммы не выносились.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

При этом права граждан, не подпадающих под действие вышеуказанной подпрограммы, но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В иске Гончарова Сергея Дмитриевича к Администрации г.Магнитогорска о признании незаконным постановления Администрации города Магнитогорска от ДАТА 1 НОМЕР 1, признании молодой семьи нуждающейся в предоставления социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение 10 дней.

Председательствующий: Белик С.В.