Решение о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного правовова акта (в части), об исключении коррупциогенного фактора



Дело № 2-2419\2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА г.Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:

председательствующего Лукьянец Н.А.

с участием прокурора Размочкиной З.Н.

при секретаре Николенко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И.О. Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного правого акта (в части), об исключении коррупциогенного фактора,

УСТАНОВИЛ:

И.О. Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска обратился в суд с заявлением о признании недействующим противоречащее федеральному законодательству и содержащее коррупциогенный фактор Приложение к Положению об оплате труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Магнитогорска, утвержденному решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года № 80 в редакции изменений, внесенных решением от 21 сентября 2010 года № 162 в части включения в перечень должностей, не отнесенных к должностям муниципальной службы, должностей советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления. Просит обязать Магнитогорское городское Собрание депутатов для устранения коррупциогенного фактора внести изменения в указанный нормативный правовой акт, исключив из Приложения к Положению должности советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления. Обязать Магнитогорское городское Собрание депутатов опубликовать информацию о решении суда в газете «Магнитогорский рабочий».

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый нормативный акт в части включения в Приложение к Положению в перечень должностей, не относящихся к муниципальным служащим советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления не соответствует требованиям федерального законодательства о муниципальной службе. Предусматривая в решениях от 28.04.2010г. № 80 и от 21.09.2010г. № 162 указанные должности, в числе должностей не отнесенных к должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, городское Собрание депутатов своим решением предоставляет возможность в городе Магнитогорске в нарушение действующего законодательства о муниципальной службе исключать из числа муниципальных служащих советника главы горда, начальника любого управления администрации города, начальников отделов в городском Собрании депутатов, начальников отделов в составе управления администрации города, освобождая их от соблюдения запретов и ограничений, установленных для муниципальных служащих Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также от обязанностей по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, связанных с прохождением муниципальной службы. Тем самым, установлены необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения органом местного самоуправления исключений из общих правил, что свидетельствует о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте коррупциогенных факторов согласно ст. 1 Федерального закона «Об антикоррупциогенной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». На данное решение принесен протест прокурора, который был отклонен, нарушения действующего законодательства не устранены.

Прокурор, участвующий в деле, доводы изложенные в заявлении поддержал.

Представитель Магнитогорского городского Собрания депутатов Кузьменкова Л.В., действующая по доверенности от ДАТА в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна, представила письменный отзыв на заявление, в котором указала, что принятие указанного решения относится к компетенции городского Собрания. Данные решения были приняты большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, опубликованы в газете «Магнитогорский рабочий». Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на учреждение должностей, не относящихся к муниципальной службе, на их наименование. В законодательстве отсутствует запрет на установление наименований должностей, не относящихся к муниципальной службе, аналогичных или даже идентичных наименованию должностей муниципальной службы. Определяющим здесь является тот круг обязанностей, который исполняет лицо, замещающее эти должности. Должности муниципальной службы в г.Магнитогорске установлены решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28.02.2010г. № 47 и штатными расписаниями органов местного самоуправления в полном соответствии со ст. 7 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». При этом ни Реестром, ни указанными правовыми актами города, не предусмотрены должности начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления муниципальной службы. Следовательно должности советник главы, начальник управления, начальник отдела и начальник отдела в составе управления не соответствует понятию должности муниципальной службы, определенному ст.ст. 6 и 7 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Следовательно, оспариваемая часть приложения к Положению принята в пределах полномочий городского Собрания с соблюдением требований законодательства к форме нормативно правового акта, порядку принятия и введении его в действие, соответствует федеральному законодательству, содержание оспариваемого акта является определенным и не вызывает неоднозначного толкования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд находит требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В судебном заседании установлено, что решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010г. № 80 утверждено Положение об оплате труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Магнитогорска. Данное решение действует в редакции изменений, внесенных решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 21 сентября 2010г. № 162.

Наименования должностей, не отнесенных к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Магнитогорска указаны в Приложении к оспариваемому Положению, в котором предусмотрены, в том числе должности советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления.

Решение городского Собрания от 28 апреля 2010 года № 80 опубликовано в газете «Магнитогорский рабочий» № 84 от 14 мая 2010г., решение от 21 сентября 2010г. № 162 – в газете «Магнитогорский рабочий» № 190 от 13 октября 2010г.

Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения в Приложение к Положению в перечень должностей, не относящихся к муниципальным служащим советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления, не соответствует требованиям федерального законодательства о муниципальной службе по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно Закона Челябинской области от 28 июня 2007г. № 153-ЗО «О Реестре должностей муниципальной службы в Челябинской области» Реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области предусматривает шесть Перечней должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, группам и функциональным признакам должностей.

В Перечне 1 должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности наряду с должностями первого заместителя главы городского округа, заместителя главы городского округа, помощника главы городского округа, предусмотрена ведущая должность советника (в городском округе).

В Перечне 2 должностей муниципальной службы в представительных органах муниципальных образований в группе высших должностей предусмотрены должности начальника управления представительного органа городов Челябинска и Магнитогорска, начальник отдела представительного органа городов Челябинска и Магнитогорска.

В Перечне 3 должностей муниципальной службы в местных администрациях (исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований) в группе высших должностей предусмотрены должности начальника управления администрации городов Челябинска и Магнитогорска, начальника отдела администрации городов Челябинска и Магнитогорска. В группе главных должностей предусмотрена должность начальника отдела в составе управления (комитета) администрации городов Челябинска и Магнитогорска, городского округа (муниципального района).

Из содержания указанных Перечней Реестра должностей муниципальной службы в Челябинской области следует, что должности всех начальников администрации города Магнитогорска, начальников отделов в городском Собрании депутатов и администрации города, должности начальников отделов в составе управления администрации города относятся к должностям муниципальной службы.

Учитывая изложенное, включение указанных должностей в перечень должностей, не отнесенных к должностям муниципальной службы, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Магнитогорска, незаконно.

Решение городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010г. № 80 в указанной части противоречит решению Магнитогорского городского Собрания депутатов от 24 февраля 2010г. № 47 «Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления города Магнитогорска», согласно которого (Приложение 1) начальники управлений администрации города, начальники отделов в администрации города и городском Собрании депутатов, начальники отделов в составе управлений администрации города Магнитогорска отнесены к муниципальным служащим.

Предусматривая в оспариваемых решениях указанные должности в числе должностей, не отнесенных к должностям муниципальной службы, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, городское Собрание депутатов своим решением предоставляет возможность в городе Магнитогорске в нарушение действующего законодательства о муниципальной службе исключать в любом органе местного самоуправления из числа муниципальных служащих советника главы города, начальника любого управления администрации города, начальников отделов в городском Собрании депутатов, начальников отделов в составе управления администрации города, освобождая их от соблюдения запретов и ограничений, установленных для муниципальных служащих Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также от обязанностей по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, связанных с прохождением муниципальной службы.

Тем самым, установлены необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения органом местного самоуправления исключений из общих правил, что свидетельствует о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте коррупциогенных факторов согласно ст. 1 Федерального закона «Об антикоррупциогенной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Протест прокурора от ДАТА принесенный на решение городского Собрания депутатов от 28.04.2010г. № 80 (в части) с требованием внесения изменений в нормативный правовой акт для исключения коррупциогенного фактора, решением городского Собрания депутатов от 21.09.2010г. № 161 отклонен. При внесении изменений в указанное решение 21 сентября 2010г. № 162 положения нормативного правового акта, содержащие коррупциогенный фактор, сохранены.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» антикоррупциогенная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов относится к мерам по профилактике коррупции.

Из требований пункта 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Несоблюдением законодательства о противодействии коррупции нарушаются права Российской Федерации о неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ» суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251, 253, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление И.О. Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта (в части), об исключении коррупциогенного фактора – удовлетворить.

Признать недействующими противоречащее федеральному законодательству и содержащее коррупциогенный фактор Приложение к Положению об оплате труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления города Магнитогорска, утвержденному решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года № 80 в редакции изменений, внесенных решением от 21 сентября 2010 года № 162 в части включения в перечень должностей, не отнесенных к должностям муниципальной службы должностей: советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления со дня его принятия.

Обязать Магнитогорское городское Собрание депутатов для устранения коррупциогенного фактора внести изменения в указанный нормативный правовой акт, исключив из Приложения к Положению должности советника главы, начальника управления, начальника отдела, начальника отдела в составе управления.

Обязать Магнитогорское городское Собрание депутатов опубликовать информацию о решении суда в газете «Магнитогорский рабочий».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий: