2-310/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе
председательствующего Никитиной О.В.,
с участием прокурора Плотниковой Н.И.,
при секретаре Михайловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Фёдоровой Анастасии Юрьевны к Администрации г. Магнитогорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о выделении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Фёдоровой А.Ю. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска №... от Дата 2 Фёдорова А.Ю. признана оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в государственной защите. Постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска №... от Дата 3 за ней закреплено жилое помещение по Адрес 2, собственником которого являлся дядя Фёдоровой А.Ю. – Фёдоров В.Ф. В связи с тем, что Фёдорова жилой площади в Магнитогорске не имела, в 2007 году она была поставлена на учет в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска для внеочередного получения жилья по окончанию образовательного учреждения – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***». В июне 2009 года Фёдорова А.Ю. окончила образовательное учреждение – муниципальное образовательное учреждение «***» г. Магнитогорска, однако, до настоящего времени администрацией г. Магнитогорска жилое помещение Фёдоровой А.Ю. для проживания не предоставлено, в связи с чем она вынуждена проживать в Адрес 1, которая предоставлена ее бабушке В.З.В. ЗАО «***» по договору найма жилого помещения с оплатой ежемесячно ЗАО ***» суммы 3000 руб. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, Фёдорова А.Ю. стоит под №..., что свидетельствует о том, что в ближайшее время жилое помещение для постоянного проживания ей предоставлено не будет.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.
Истец Фёдорова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что она является студенткой второго курса ***, находится на полном государственном обеспечении, получает социальную стипендию и все предусмотренные законодательством выплаты. Не может проживать в общежитии, т.к. привыкла жить с бабушкой, не хочет оставлять ее одну.
Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска надлежаще извещен, в судебное заседание не явился. Направил письменный отзыв.
Третье лицо на стороне ответчика министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти материальной помощи этой категории граждан, законодатель предоставил тем самым - в целях обеспечения реализации ими права на получение образования - дополнительные правовые гарантии социальной защиты. Такой вывод основывается на положениях статьи 43 Конституции Российской Федерации, по смыслу которых родители или лица, их заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4), а высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (часть 3). При этом гражданам гарантируется свобода выбора формы обучения - очной или заочной, а каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен обеспечиваться отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения (пункт 5 статьи 2 и абзац девятый пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
«Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления.
П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.
В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.
Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что Фёдорова А.Ю., <данные изъяты> года рождения, является сиротой, с Дата 2 до совершеннолетия, находилась под опекой бабушки В.З.В.
В настоящее время является студенткой 2 курса очной формы обучения факультета педагогического образования и сервисных технологий ГОУ ВПО «***». Согласно паспорту зарегистрирована по адресу Адрес 2, откуда по решению Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от Дата 1 выселена без предоставления другого жилого помещения. Фактически проживает по адресу: по адресу Адрес 1, данное жилое помещение предоставлено по договору найма с оплатой ежемесячно 3000 руб. ее бабушке В.З.В. ЗАО ***». Собственного жилья не имеет. С 2007 года состоит на учете на получение жилого помещения в жилищном отделе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. 57 ЖК РФ, учетное дело №....
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении №..., выданным отделом ЗАГСа Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, свидетельствами о смерти Федорова Ю.Ф., Васильевой Г.Н, постановлениями администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска №... от Дата 2 и №... от Дата 3, ответами администрации г. Магнитогорска от Дата 7. Дата 5. Дата 4, решением от Дата 1, договором найма жилого помещения от Дата 6.
Возможность беспрепятственно получить место в общежитии *** истицей признается. Учитывая, что Фёдорова не закончила обучение в учреждении профессионального образования, находится на полном государственном обеспечении, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, т.е. действия, предусмотренные «Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», администрацией г. Магнитогорска, произведены.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Фёдоровой А.Ю. о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить Федоровой А.Ю. жилое помещения не ниже установленных социальных норм до окончания Федоровой А.Ю. обучения в учреждении профессионального образования, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Фёдоровой Анастасии Юрьевны к Администрации г. Магнитогорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о выделении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: