Дело № 2-434\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Лукьянец Н.А.
с участием прокурора Размочкиной З.Н.
при секретаре Николенко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта (в части),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Магнитогорска обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта (в части). Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п. 4, п.п. 3 п. 17 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в г.Магнитогорске на 2008-2010 годы, утв. решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 мая 2008г. № 80 в редакции изменений, внесенных решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года № 78 в части установления момента достижения супругами 35 лет, а также установления обязательности регистрации супругов по одному месту жительства как обязательного условия для участия в подпрограмме, ссылаясь на то, что в результате принятия пунктов в указанной редакции нарушаются права молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты, ограничивается возможность участия в подпрограмме по оказанию государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий и получения социальной выплаты, в том числе из федерального бюджета, как по моменту достижения 35 лет, так также в случае наличия у супругов регистрации по месту жительства по разным адресам.
Обязательность регистрации супругов по месту жительства по одному адресу как необходимое условие для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2008-2010 годы» не предусмотрена действующим федеральным законодательством и противоречит ст.27 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право для каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. До настоящего времени решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 мая 2008 года №80 с последующими изменениями, в том числе внесенными решением городского Собрания от 28 апреля 2010 года №78, содержащее незаконные нормы, не признано утратившим силу, не приведено в соответствие с действующим законодательством и продолжает действовать в нарушение требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации, нарушая права неопределенного круга лиц на территории города Магнитогорска.
Определением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от Дата 1 возвращено прокурору Ленинского района г.Магнитогосрка заявление в части признания противоречащим и недействующим нормативного правового акта в части, а именно п.п.3 п. 17 указанной подпрограммы.
Прокурор, участвующий в деле, доводы изложенные в заявлении поддержал.
Представитель заинтересованного лица - Магнитогорского городского Собрания депутатов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт
Согласно пунктам «ж», «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, матреинства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В соответстии с ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные
Из требований пункта 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением Магнитогорского городского Собрания № 78 от 28 апреля 2010г. «О внесении изменений в городскую целевую программу реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Магнитогорске на 2008-2010 годы, утвержденную решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 мая 2008 года № 80», внесены изменения в Подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы».
Данное решение опубликовано в газете «Магнитогорский рабочий» № 84 от 14 мая 2010 г., решение является нормативным правовым актом, т.к. издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных правоотношений.
Отдельные пункты подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010» городской целевой программы «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в редакции изменений, внесенных решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 г. № 78 не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» городской целевой программы подпрограмма действует в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и реализуется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. №285. Указанными Правилами установлен механизм реализации государственной поддержки в форме предоставления молодым семьям социальных выплат.
Согласно п.п. «а» п.5 названных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 настоящих Правил.
Согласно п.6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В нарушение установленных Правительством Российской Федерации Правил, согласно п.4 подпрограммы городской целевой программы участником Подпрограммы может стать молодая семья, постоянно проживающая в городе Магнитогорске, оба супруга в которой имеют регистрацию по месту жительства по одному адресу, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В результате принятия пунктов в указанной редакции нарушаются права молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты, ограничивается возможность участия в подпрограмме по оказанию государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий и получения социальной выплаты, в том числе из федерального бюджета, в случае наличия у супругов регистрации по месту жительства по разным адресам.
Обязательность регистрации супругов по месту жительства по одному адресу как необходимое условие для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2008-2010 годы» не предусмотрена действующим федеральным законодательством и противоречит ст.27 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право для каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства.
Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Регистрация граждан по месту жительства вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Для органов государственной власти и органов местного самоуправления регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условия регистрации членов семьи по одному адоресу.
При таких обстоятельствах, положения пукта 4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» городской целеавой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в г.Магнитогорске на 2008-2010 годы, в редакции изменений, внесенных решением Магнитогорского городского Собрания репутатов от 28.04.2010г. № 78 в части установления обязательности регистрации супругов по одному месту жительства как обязательного условия для участия в подпрограмме противоречит федеральному норматтвноиму равовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы неопределннного круга лиц, а потому завление прокурора подлеит удовлетворению.
Протест прокурора от Дата 2, в том числе на п.4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в городе Магнитогорске на 2008-2010 годы» (в части) решением городского Собрания депутатов от 29.06.2010 г. №134 отклонен.
Определением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от Дата 5 оставлено без рассмотрения заявление прокурора Ленинского района г.Магнитогорска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта (в части) Магнитогорского городского Собрания депутатов. Заявителю разъяснено, что он может обратиться в суд в соответствии с правилами подсудности. В качестве основания оставления заявления без рассмотрения явилось наличие аналогичных незаконных норм в Постановлении Правительства Челябинской области от 17.12.2009 №344-П.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от Дата 9 определение Правобережного суда г.Магнитогорска оставлено без изменения, а кассационное представление прокурора Ленинского района г.Магнитогорска -без удовлетворения.
Дата 6 Челябинским областным судом, признано противоречащим федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункт 24 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2009-2010 годы, утв. постановлением Правительства Челябинской облатсти от 17 декабря 2009г. № 334-П в части слов «оба супруга в которых имеют регистрацию по месту жительства по одному адресу и».
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от Дата 3 решение Челябинского областного суда от Дата 6 оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства Челябинской области – без удовлетворения.
Дата 7 в адрес председателя Магнитогорского городского Собрания депутатов направлено предложение повторно рассмотреть протест прокурора от Дата 4 в связи с имеющимся решением Челябинского областного суда о признании недействующим в части постановления Правительства Челябинской области от 17.12.2009 г. №344-П. Предложение фактически было отклонено письмом от Дата 10
Из заявления прокурора усматривается, что 21 декабря 2010 г. Магнитогорским городским Собранием депутатов принято решение №236 «О внесении изменений в городскую целевую программу реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», согласно которого в оспариваемые пункты подпрограммы изменения не внесены. На состоявшемся Дата 8 заседании городского Собрания депутатов вопрос о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт не рассматривался. Новая городская целевая программа по реализации данного национального проекта также не принята. До настоящего времени решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 мая 2008 года №80 с последующими изменениями, в том числе внесенными решением городского Собрания от 28 апреля 2010 года №78, содержащее незаконные нормы, не признано утратившим силу, не приведено в соответствие с действующим законодательством и продолжает действовать в нарушение требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации, нарушая права неопределенного круга лиц на территории города Магнитогорска.
В силу ч.2 ст. 253 ГПК РФ
Согласно пункту 28 постановления и пленума
Поскольку решением Челябиснкого областного суда от Дата 6 аналогичный пункт областной целевой программы признан недействующим, суд считает правильным, с учетом разъяснений Пленума ВС РФ от 29.11.2007г. № 48, признать оспариваемый пункт 4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в городе Магнитогорске на 2008-2010 годы, недействующим с того времени, когда он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, а именно со дня вступления в законную силу решения Челябиснкрого областного суда, т.е. с Дата 3
Из требований пункта 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251, 253, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта (в части) – удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу пункт 4 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы» городской целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в городе Магнитогорске на 2008-2010 годы, утвержденной решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 мая 2008г. № 80 в редакции изменений, внесенных решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28 апреля 2010 года № 78 в части установления обязательности регистрации супругов по одному месту жительства как обязательного условия для участия в подпрограмме.
Обязать Магнитогорское городское Собрание депутатов опубликовать информацию о решении суда в газете «Магнитогорский рабочий».
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: