Дело № 2-379\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе:
Председательствующего Лукьянец Н.А.
При секретаре Николенко Ю.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мешалкина Федора Андреевича о признании незаконным постановления главы г.Магнитогорска, отмене постановления, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Мешалкин Ф.А. просит признать постановление главы г.Магнитогорска №... от Дата 13 об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным; отменить постановление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию г.Магнитогорска принять на учет в качестве нуждающегося с внесением в списки ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование требований указал, что Дата 4 обратился к главе города с заявлением о предоставлении квартиры, либо принятии решения о выплате денежной компенсации на приобретение жилого помещения, как участнику и инвалиду войны, предоставив весь пакет документов. Постановлением №... от Дата 13 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям ст. 53 ЖК РФ. Также мотивом к отказу послужило не представление в полном объеме документов. С данными доводами не согласен, т.к. с Дата 11 по Дата 9 проживал в ветхом жилом доме в г.Магнитогорске по Адрес 3. Жил в нем со своей супругой М.А.И., которая Дата 12 умерла. Дата 10 вынужден был продать дом и переехать в 2-х комнатную квартиру по Адрес 2, собственником которой является дочь К.В.Ф. Дата 15 был поставлен на регистрационный учет. С августа 2008г. жилищная обеспеченность заключается лишь в наличии права пользования жилым помещением по Адрес 2, ни в части, ни в целом собственником какого-либо жилья не является. Проживает и зарегистрирован в данном жилом помещении один. Уход осуществляет дочь К.В.Ф., совместного хозяйства с которой не ведется, поскольку она работающая. Вселен в квартиру на условиях проживания. Ссылка в постановлении на то, что не представлены документы в полном объеме несостоятельна, поскольку справка о прохождении военной службы не была указана в перечне полученного сообщения от Дата 1, а документом подтверждающим право пользовании жилым помещением являлась справка №... от Дата 6., выданная МП «ЕРКЦ».
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца – К.В.Ф., действующий по доверенности от Дата 2 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала.
Представитель истца Рузанкина Т.Г., действующая по доверенности от Дата 8. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала.
Представитель администрации г.Магнитогорска – Юдин Г.М., действующий на основании доверенности от Дата 5 в судебном заседании заявленные требования не признал, считает постановление главы г.Магнитогорска от Дата 14 об отказе Мешалкину Ф.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении законным и обоснованным, поскольку заявитель, имея в собственности жилой дом, распорядился своей собственностью по своему усмотрению, продав его в 2008 году, в результате чего лишился собственности. В настоящее время проживает один в двухкомнатной квартире. Более того, Мешалкиным Ф.А. не был в полном объеме представлен пакет документов, необходимый для постановки на учет.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в их отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В судебном заседании установлено, что Мешалкин Ф.А. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2-ой группы вследствие ранения на фронте.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят закон Челябинской области от 28.01.2010г. № 528-ЗО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006г. № 149-П утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений».
Закон Челябинской области от 16.06.2005г. № 389-ЗО определяет порядок ведения органами местного самоуправления Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно названным нормам ветераны имеют право на получение указанной меры социальной поддержки при условии нуждаемости в жилом помещении.
Подпунктом 2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Дата 4 Мешалкин Ф.А. обратился к главе г.Магнитогорска с заявлением с просьбой включить его в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность.
В судебном заседании свидетель С.И.С. – ведущий специалист МФЦ, пояснила, что осуществляла прием документов Мешалкина Ф.А., выдала расписку в получении документов. В данном пакете документов отсутствовала справка с БТИ, поставила об этом в известность заявителя.
Постановлением №... от Дата 13 Мешалкину Ф.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Мотивом отказа послужило то обстоятельство, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, а также не представлены в полном объеме документы, предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ.
В статье 51 ЖК РФ приведены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. п. 1, 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст. 52 настоящего кодекса документы; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего кодекса срок.
Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу соответствующих норм законодательства, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела.
Так, в судебном заседании установлено, что Мешалкин Ф.А. являлся собственником жилого дома площадью 65 кв.м и земельного участка площадью 592 кв.м, находящихся в г.Магнитогорске по Адрес 3
Согласно справки, выданной Магнитогорским филиалом ОГУП «Обл. ЦТИ», по данным на Дата 3 площадь Адрес 1 кв.м, жилая – 44,3 кв.м, износ 38 %, состояние неудовлетворительное. Благоустройства дома: в доме имеется водопровод, канализация автономная (сливная яма), автономное отопление (печь, тэн), горячее водоснабжение – электротэн, ванная, телевидение.
Истец в своем заявлении ссылается на то, что после смерти супруги в 2007 году, в силу своего возраста и нуждаемости в постороннем уходе, вынужден был продать данный дом и переехать в двухкомнатную квартиру, принадлежащую его дочери.
Свидетель П.О.Н. и Ф.Л.В. в судебном заседании подтвердили, что в силу своего возраста Мешалкин Ф.А. не мог один проживать в указанном доме, нуждался в постороннем уходе, в связи с чем вынужден был переехать к дочери.
Из договора купли-продажи от Дата 10., заключенного между К.В.Ф., действующей от имени Мешалкина Ф.А. и И.Ю.В., действующей за себя и малолетнего сына И.П.А.., следует, что продавец продал, а покупатель купил земельный участок и жилой дом, расположенные в г.Магнитогорске по Адрес 3 за 1650000 руб.
Из копии паспорта Мешалкина Ф.А., справки с места жительства 23-кх, следует, что Мешалкин Ф.А. с Дата 16. зарегистрирован и проживает один в 2-х комнатной квартире по адресу г.Магнитогорск, Адрес 2 на жилой площади 27,7 кв.м, общей площади 42,1 кв.м.
Мешалкин Ф.А. собственником данного жилого помещения не является. Согласно договору купли-продажи от Дата 10., К.В.Ф. – дочь Мешалкина Ф.А., является собственником 2-х Адрес 2 на основании договора купли-продажи указанной квартиры от Дата 10., заключенного между Б.Г.Н., И.Ю.В., действующей за малолетнего И.П.А. и К.В.Ф. Данную квартиру К.В.Ф. приобрела за 1500000 руб.
Как следует из пояснений К.В.Ф., ее отец, после продажи своего дома, часть денежных средств передал ей, для приобретения квартиры, а часть денег отдал сыну.
Добровольное отчуждение жилого дома Мешалкиным Ф.А. и безвозмездная передача, полученных от продажи недвижимости, денежных средств в размере 1650000 руб. своим детям, которые были произведены в том, числе после издания Указа Президента РФ от 07 мая 2009г. № 714 свидетельствуют о совершении Мешалкиным Ф.А. действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, указанное в постановлении главы города основание для отказа, является законным и обоснованным.
Между тем, суд не может согласиться с доводами, изложенными в постановлении от Дата 13 на непредставление в полном объеме документов, предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ.
Как следует, из письма от Дата 7 адресованному Мешалкину Ф.А., им не представлены следующие документы: справка о наличии (отсутствии) на праве собственности жилых помещений из ОГУП «ОЦТИ», документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, расположенным по Адрес 2, справка из ВК о прохождении военной службы в период ВОВ.
Допрошенный в судебном заседании ведущий специалист УЖКХ администрации г.Магнитогорска Р.Е.В. пояснила, что орган местного самоуправления вправе произвести проверку, представленных заявителем сведений, в случае, если не хватает каких-либо документов, предлагается представить соответствующие документы. Что касается Мешалкина Ф.А. основанием к отказу послужило именно намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения муниципальной услуги.
Данная обязанность органа местного самоуправления, также закреплена в статье 5 закона Челябинской области от 16.06.2005г. № 389-ЗО, согласно которой поступившее заявление гражданина о принятии на учет с прилагаемыми документами, проверяется органом местного самоуправлении с составлением акта проверки жилищных условий.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе был произвести проверку, представленных документов, в случае необходимости затребовать в компетентных органах недостающую информацию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Мешалкин Ф.А. совершил умышленные действия по ухудшению жилищных условий, а именно продав, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, не воспользовался своим правом на приобретение другого жилья, в связи с чем, в силу ст. 53 ЖК РФ имеет право на обращение с заявлением о принятии на учет не ранее, чем через пять лет со дня продажи своего дома. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мешалкина Федора Андреевича о признании незаконным постановления главы г.Магнитогорска №... от Дата 14 «Об отказе Мешалкину Ф.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», отмене постановления, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с внесением в списки ветеранов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: