Решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



2-323/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Никитиной О.В.,

при секретаре Михайловой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сазонова Ильи Андреевича к Администрации г. Магнитогорска о внеочередном предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Сазонов И.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Дата 11 решением Орджоникидзевского районного суда его родители были лишены родительских прав, с Дата 8 обучался и находился на полном государственном обеспечении в школе-интернате «***» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с этого возраста был зарегистрирован по адресу Адрес 2. С Дата 1 был взят на учет Жилищным управлением администрации г. Магнитогорска под №... на получение жилой площади. После выпуска из детского дома поступил в Политехнический колледж №..., по окончанию которого ему было предоставлено право проживания в Адрес 1 с занятием одного койко-места, сроком на шесть месяцев. Кроме него в данной квартире проживал С.А.А. Постановлением главы города от Дата 4 «Об исключении жилых помещений Адрес 1 из числа специализированного жилого фонда, жилье помещения Адрес 1 исключены из числа общежитий. Сославшись на то, что он фактически не проживал в указанной квартире. Дата 3 договор социального найма был заключен только со С.А.А. На его заявление в жилищный отдел о предоставлении жилого помещения, получен ответ, что он будет обеспечен жилым помещением согласно очередности детей-сирот по мере освоения субвенций из областного бюджета. Считает, что ответчиком нарушено его право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Сазонов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что он после окончания Политехнического колледжа №... ему было предоставлено временное жилье в общежитии по Адрес 1, в однокомнатной квартире вместе со С.А.А.. Придя туда, увидел, что там идет ремонт, нет никакой мебели. Поэтому он не стал жить там, а ушел жить в общежитие, которое ему было предоставлено как студенту МАГУ, куда он поступил после окончания колледжа. В настоящее время является студентом третьего курса факультета психологии МАГУ, находится на полном государственном обеспечении, получает социальную стипендию и все предусмотренные законодательством выплаты. За ним закреплено место в общежитии МАГУ, но он там не проживает, снимает со своей девушкой квартиру. После окончания 1 курса МАГУ встретил С.А.А., от которого узнал, что тот оформляет квартиру по Панькова в свою собственность. Обратился в Администрацию, где ему объяснили, что жилье будет предоставлено по окончании обучения в ВУЗе.

Представитель истца Локтионов Ю.В., действующий по доверенности от Дата 6, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска надлежаще извещен, в судебное заседание не явился. Направил письменный отзыв.

Третье лицо на стороне ответчика министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Третье лицо отдел опеки и попечительства администрации г. Магнитогорска надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти материальной помощи этой категории граждан, законодатель предоставил тем самым - в целях обеспечения реализации ими права на получение образования - дополнительные правовые гарантии социальной защиты. Такой вывод основывается на положениях статьи 43 Конституции Российской Федерации, по смыслу которых родители или лица, их заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4), а высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (часть 3). При этом гражданам гарантируется свобода выбора формы обучения - очной или заочной, а каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен обеспечиваться отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения (пункт 5 статьи 2 и абзац девятый пункта 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

«Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления.

П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.

В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Сазонов И.А., <данные изъяты> года рождения, с Дата 8 по Дата 9, обучался и находился на полном государственном обеспечении в школе-интернате «***» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой №... от Дата 5. С Дата 1 взят на учет под №... на получение жилой площади (л.д. 11). По окончании Политехнического колледжа №..., с Дата 10 на основании разрешения на временное заселение с занятием одного койко-места сроком на шесть месяцев, ему было предоставлено право проживания в Адрес 1 в г. Магнитогорске (л.д. 19). В данное жилое помещение Сазонов И.А. фактически не вселялся, таким образом, право на проживание не приобрел.

С Дата 2 Сазонов И.А. получает высшее профессиональное образование, в настоящее время является студентом 3 курса очной формы обучения психологического факультета ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Собственного жилья не имеет, зарегистрирован по Адрес 2 в г. Магнитогорске, т.е. в школе-интернате «***». МАГУ Сазонову И.А. предоставлено место в общежитии, что истцом не отрицается. Состоит на учете на получение жилья в жилищном отделе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города.

Возможность беспрепятственно получить место в общежитии МАГУ истцом признается. Учитывая, что Сазонов И.А. не закончил обучение в учреждении профессионального образования, находится на полном государственном обеспечении, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, т.е. действия, предусмотренные «Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», администрацией г. Магнитогорска, произведены.

Доводы истца и его представителя о том, что администрацией нарушено право истца на получение жилого помещение после окончания Политехнического колледжа, т.к. истцу после его окончания было выделено помещение маневренного фонда, а после того, как дом по Адрес 1 был выведен из числа маневренного фонда, договор социального найма с Сазоновым не был заключен, суд не принимает во внимание, т.к. в судебном заседании установлено, что Сазонов И.А. после окончания Политехнического колледжа продолжил получать профессиональное образование, сразу поступив в ВУЗ, и по прежнему находится на полном государственном обеспечении. Ему предоставлено место в общежитии на время обучения, состоит на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Предоставление Сазонову И.А. для временного проживания койко-места в общежитии по Адрес 1 не послужило основанием для снятия его с учета как нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Срок обучения Сазонова И.А. в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» заканчивается Дата 7, о чем в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска имеются сведения. Поэтому обеспечение Сазонова И.А. жилым помещением должно быть произведено после окончания им высшего учебного заведения.

При таких обстоятельствах, требования истца об обязании администрации города Магнитогорска предоставить Сазонову И.А. жилое помещения не ниже установленных социальных норм в настоящее время, до окончания им профессионального образовательного учреждения удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сазонова Ильи Андреевича к Администрации г. Магнитогорска о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: