Решение о признании недействительным постановления главы администрации города, признании нуждающимися в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья



2-448/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Никитиной О.В.,

при секретаре Михайловой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Натальи Васильевны к администрации г. Магнитогорска о признании недействительным постановления главы администрации г. Магнитогорска, признании нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья

УСТАНОВИЛ:

Воронина Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска о признании недействительным постановления главы города Магнитогорска №... от Дата 1 «Об отказе в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», отмене данного постановления, о признании ее нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», ссылаясь на то, что она и ее супруг, снявшись с регистрационного учета в Адрес 1, где они не проживают более 5 лет, и зарегистрировавшись в г. Магнитогорске в жилом помещении по договору коммерческого найма, намеренно свои жилищные условия не ухудшали.

Представитель ответчика администрация г. Магнитогорска Жарко Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что до снятия с регистрационного учета в Адрес 1, Воронина Н.В. не могла быть признана нуждающейся, т.к. обеспеченность ее и членов ее семьи жилой площадью превышала учетную норму на 1 человека, и составляла 19,82 кв.м. Дата 2, семья истца заключила договор найма жилого помещения по адресу Адрес 4 в г. Магнитогорске, где они зарегистрированы по настоящее время. Согласно справке №... от Дата 3, в данном доме зарегистрировано еще 62 посторонних человека, что свидетельствует о факте намеренных, с целью участия в программе, действий по ухудшению жилищных условий.

Третье лицо Воронин В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Третье лицо – Министерство социальных отношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21.12.2007 г. № 969 принята под программа «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008 -2010 годы».

Согласно пункту 20 под программы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются работники бюджетной сферы, признанные органами местного самоуправления, по месту постоянного жительства таких работников, нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 2, 3 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем уста нов ленным для жилых помещений требованиям. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с п.п. 2 и п.п. 3 п. 23 под программы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы» утвержденной Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 21.12.2007 № 969, отказ в улучшении жилищных условий путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья допускается в случае, если работник бюджетной сферы в течение последних пяти лет совершил действия, в результате которых ухудшились его жилищные условия.

Аналогичные ограничения по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий предусмотрены ст. 53 ЖК РФ.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что семья заявителя состоит из пяти человек – самой Ворониной Н.В., ее супруга Воронина В.А. и трех несовершеннолетних детей 2001, 2008 и 2009 года рождения.

Дата 3 Ворониной Н.В. было подано заявление об участии в подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», с представлением документов.

Постановлением главы г. Магнитогорска №... от Дата 1 «Об отказе Ворониной Н.В. в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Ворониной Н.В. отказано в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что она и члены ее семьи в течение последних пяти лет совершили действия по ухудшению жилищных условий.

В соответствии с п. 24 подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы» основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) непредставление в полном объеме документов, указанных в пункте 22 указанной подпрограммы;

б) представление документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты;

в) совершение работником бюджетной сферы в течение последних пяти лет действий по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признан нуждающимся в предоставлении социальной выплаты.

Согласно копии справки администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Воронина Н.В., Воронин В.А., В.В.В., В.П.В., В.В.В. зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу Адрес 4 общей площадью 80,9 кв.м., доме зарегистрированы еще 62 посторонних лица.

До регистрации в г. Магнитогорске, Воронина Н.В. была зарегистрирована в Адрес 2, в качестве собственника 1/3 доли жилого помещения общей площадью 48,1 кв.м., собственником 1/3 доли данного жилого помещения также является ее сын В.П.В., таким образом, им принадлежит 32,06 кв.м. жилого помещения. В данном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек. Воронин В.А. был зарегистрирован в Адрес 3 в доме своей матери площадью 52,1 кв.м., зарегистрировано 3 человека. Т.о. обеспеченность семьи Ворониных жилой площадью составляла (48,1 + 52,1) /8 = 12.52 кв.м. Суд считает неправомерным при определении нуждаемости включение в расчет жилой площади дома по Адрес 5, принадлежащей матери Ворониной Н.В. на праве собственности, т.к. в судебном заседании установлено, что с 2003 года членом семьи Ворониной Н.В. она не является, Воронина Н.В. проживает со своей семьей, состоящей из ее супруга и несовершеннолетних детей, в другом городе, не ведет с матерью совместного хозяйства.

Из пояснений Ворониной, ее представителя, третьего лица Воронина В.А. в судебном заседании следует, что намеренных ухудшений своих жилищных условий они не совершали, их переезд в г. Магнитогорск произошел более, чем пять лет назад, был связан с трудоустройством Воронина В.А. и Ворониной Н.В. в г. Магнитогорске, они постоянно живут и работают в этом городе. У них здесь родилось двое детей, старший сын учится в школе г. Магнитогорска, они намерены и далее проживать в г. Магнитогорске, в Адрес 1 не живут с 2003 года.

Поскольку регистрация по месту жительства является административным актом, ст. 27 Конституцией РФ Закон РФ гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, переезд семьи Ворониных в г. Магнитогорск был связан с их трудоустройством в г. Магнитогорске и выбором постоянного места жительства более пяти лет назад, никаких действий по отчуждению своего имущества Ворониной Н.В. или членами ее семьи произведено не было, суд не усматривает в действиях Ворониной Н.В., или членов ее семьи, состоящей из пяти человек, намеренного ухудшения своих жилищных условий, т.к. их регистрация по месту постоянного проживания является административным актом, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура: гражданин обязан сообщить о своем месте жительства, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней после подачи документов на регистрацию, поэтому снятие с регистрационного учета и регистрация по месту постоянного места жительства не может расцениваться как ухудшение жилищных условий.

Вместе с тем, решение суда об удовлетворении требований Ворониной Н.В. о признании её семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» целевой Программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2006-2010 годы не обеспечивает исполнимость судебного акта.

По смыслу ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 255, 258 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту, нарушает его права и законные интересы, возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления прав заявителя. Для признания незаконными оспариваемых решений и действий указанных органов и должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Правительства Челябинской области от 21.10.2010 N 176-П "О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 16.06.2010 г. N 30-П" (вместе с "Распределением субсидий местным бюджетам на 2010 год по подпрограмме "Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2009 - 2010 годы") распределены субсидии местным бюджетам на 2010 год,, финансирование в 2011 году не предусмотрено.

Согласно п. 29 подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» формирование списков претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году и представление их государственному заказчику заканчивается до 1 сентября текущего года, предшествующего планируемому.

В соответствии со статьей 30 областной целевой программы формирование списков претендентов на участие в под программе в планируемом году и предоставление их государственному заказчику под программы заканчивается 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Таким образом, поскольку действие подпрограммы «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» заканчивается в 2010 году, формирование списков молодых семей-участников под программы закончено к 1 сентября 2009 года.

Воронина Н.В. обратилась в администрацию района для участия в под программе Дата 3, в связи с чем не могла стать участником данной подпрограммы, поскольку сроки формирования списков участников на 2010 год - последний год действия Программы, истекли. Решения о продлении срока действия городской Программы на новый срок представительным органом местного самоуправления не принималось.

Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Областной целевой программой "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы") утверждена новая подпрограмма «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» со сроком реализации 2011-2015 год. Заявления об участии в данной подпрограмме Ворониной Н.В. не подавалось.

На основании изложенного, решение администрации г. Магнитогорска об отказе в признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий для целей участия в подпрограмме, не может быть расценено как нарушающее её права и свободы, создающее препятствие к осуществлению её прав и свобод или как незаконно возлагающее какую-либо обязанность или ответственность, поскольку Воронина Н.В. не могла стать участником программы, сроки формирования участников которой истекли. Решение администрации не порождает для неё правовых последствий.

Таким образом, для удовлетворения требований Ворониной Н.В. отсутствует необходимое условие - нарушение прав и законных интересов заявителя, а значит, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Ворониной Н.В. решение об отказе в удовлетворении требований Ворониной Н.В. не препятствует заявителю повторно обратиться с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме в рамках новой подпрограммы.

На основании ст. 49,51 Жилищного кодекса РФ, постановления Законодательного собрания Челябинской области № 969 от 21.12.2007 года «О принятии областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», Постановления Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы"

руководствуясь ст. 12,167,194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ворониной Натальи Васильевны к администрации г. Магнитогорска о признании недействительным постановления главы администрации г. Магнитогорска, признании нуждающимся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий