2-638/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе
председательствующего Никитиной О.В.,
при секретаре Михайловой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаяровой Мавлиды Ренатовны к администрации г. Магнитогорска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма
УСТАНОВИЛ:
Мухаярова М.Р.обратилась в суд с иском к администрации г.Магнитогорска, просила выделить ей жилое помещение в г. Магнитогорске вне очереди, как ребенку –сироте, в связи с тем, что хоть она как сирота была выявлена и первично устроена в детские учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Адрес 2, но была принята на учет как нуждающаяся в ноябре 2004 года, подлежала обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании действовавшего в то время пункта 2 ст. 37 ЖК РСФСР.
В судебном заседании Мухаярова М.Р. на иске настаивала. Пояснила, что после смерти матери в 1963 году увезли в Адрес 2 и устроили в детский дом, затем с 1965 года по 1975 год воспитывалась в школе-интернате, находилась на полном государственном обеспечении. После окончания школы интерната поступила в ***, который окончила в 1981 году. Работала по распределению в Адрес 1, ей там предоставлялось общежитие. В 1984 году вернулась в Адрес 2. Затем ее пригласили работать в Адрес 3, где она работала до 1997 года. Возвратилась в Адрес 2, проживала там до 1999 года. После этого сама приехала в г. Магнитогорск. Зарегистрировалась у двоюродного брата, по Адрес 4, жила в этой квартире до 2002 года. В 2002 году ее подруга Г.Т.И. зарегистрировала ее в доме по Адрес 6. В 2006 году этот дом сгорел. С сентября 2003 года работала в МУП «***». На одном из собраний тем, у кого нет жилья, предложили собрать документы, и встать на очередь в качестве нуждающихся в жилье. Документы она сдала в МУП «***», была поставлена в очередь на общих основаниях. Затем она предоставила справку, что является одинокой матерью, сообщила, что является сиротой. Обращалась непосредственно на прием к начальнику жил. отдела администрации. Ей дважды предлагали варианты жилья, но они ее не устраивали, и она от них отказывалась. Отдельной квартиры ей не предоставили. Затем рекомендовали обратиться в Адрес 5. Администрация Адрес 2 также отказалась выделять ей жилое помещение, она обращалась в суд Адрес 2 с аналогичным иском к администрации г. Уфы. В исковых требованиях ей было отказано. Она обратилась с настоящим иском. До поступления в детский дом жила с матерью в доме, предоставленном во временное пользование сельсоветом, в настоящее время этого дома нет, он обрушился.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Магнитогорска Юдин Г.М., действующий по доверенности от Дата 1, иск не признал, указал, что и ЖК РСФРС, который регулировал ранее жилищные отношения, и действующим в настоящее время ЖК РФ, и Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит специальную норму, которая определяет основания предоставления жилья детям сиротам по окончанию образовательного учреждения. Эта норма не изменилась. Истец пояснял, что в период обучения, после окончания ВУЗа обеспечивался общежитием, социальными гарантиями. В тот период истец не использовала свое право на жилье, в г. Магнитогорске не проживала, прибыла в г. Магнитогорск только в 1999 году. Законных основании для удовлетворения иска нет, т.к. в настоящее время к категории детей-сирот не относится. Как малоимущая состоит в общей очереди на получение жилья.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд разрешает дело в пределах заявленных требований и по представленным сторонами доказательствам.
Как установлено судом из пояснений истца, которые подтверждаются решением Октябрьского районного суда г. Уфы от Дата 11, свидетельством о рождении, справками из детского дома №... Адрес 2, гимназии-интерната №... Адрес 2, истец родилась Дата 10, с 1963 г. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. По 1975 год в школе-интернате Адрес 2, находилась на полном государственном обеспечении, затем поступила в ***, закончила обучение в 1981 году по специальности инженер-технолог. После обучения работала по распределению в Адрес 1, проживала там в общежитии, в 1984 году вернулась в Адрес 2, не была там обеспечена жильем, уехала в Адрес 3, где проживала до 1997 года, потом до 1999 года снова жила в Адрес 2, а затем переехала в г. Магнитогорск, зарегистрирована вместе с сыном с Дата 5 по Адрес 6. В настоящее время истец жилых помещений на праве собственности не имеет, что подтверждено Выписками из ЕГРП. Состоит на учете в качестве малоимущей нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с Дата 6, что подтверждается ответом администрации г. Магнитогорска от Дата 3 №....
На момент окончания института Дата 8 истцу исполнилось 23 года 9 месяцев.
На момент окончания института Мухаяровой М.Р. действовали «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик», утв. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 г., в соответствии с которыми учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Статья 21 «Основ», регулирующая внеочередное предоставление жилых помещений носила отсылочный характер к законодательству Союза ССР и союзных республик.
Статья 37 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года) предусматривала предоставление жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Для предоставления жилого помещения гражданин должен быть поставлен на учет по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Доказательств того, что Мухаярова М.Р. была поставлена по месту жительства на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по месту жительства или по месту учебы, работы, до переезда в г. Магнитогорск в судебном заседании не добыто. Из ответа Администрации Адрес 2 от Дата 7 №... следует, что в период с 2006 года жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлялось, информации о предоставлении жилья детям-сиротам до 2006 года не имеется. Других доказательств постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди как ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, стороной истца не предоставлено.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы вышеуказанного ФЗ № 159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе и внеочередное обеспечение жилой площадью, должно предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, вышеуказанного возраста. Достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, имеют право на внеочередное предоставление им жилья по основаниям предусмотренным указанным выше законом, а также ч.2 ст.57 ЖК РФ, только при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью до достижения ими предельного возраста – 23 лет.
В судебном заседании установлено, что Мухаярова М.Р. переехала в г. Магнитогорск в 1999 году, обратилась в администрацию г. Магнитогорска впервые Дата 6, основаниями заявления послужило отсутствие у нее жилья на праве личной собственности. На тот момент заявителю было 47 лет, т.е. к моменту обращения статус ребенка-сироты Мухаярова утратила. Из заявления Мухаяровой М.Р. от Дата 4 главе администрации г. Магнитогорска она сообщает, что встала на учет в 2004 году как одинокая мать во время работы в МУП ***. В 2005 году дополнительно оформила документы, как малоимущая. В 2006 году сгорел дом по месту регистрации.
Из письма администрации г. Магнитогорска от Дата 2, следует, что Мухаярова М.Р. и члены ее семьи в настоящее время состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по другим основаниям, а именно постановлением от Дата 9 признана малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения.
Поскольку на момент обращения истца в суд с требованием к администрацию г. Магнитогорска с заявлением о внеочередном предоставлении жилья Мухаярова М.Р. утратила статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, доказательств того, что она была своевременно поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вне очереди суда не предоставлено, право на внеочередное предоставление жилья она утратила в связи с возрастом, т.к. в данном случае достижение определенного возраста рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право, оснований для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мухаяровой Мавлиды Ренатовны к администрации г. Магнитогорска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отказать.Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: