Дело 2-846/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДата г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Хибаковой Л.В.
при секретаре Патрикеевой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района гор. Магнитогорск поданного в интересах Балдиной Олеси Николаевны к администрации г. Магнитогорска о признании, нуждающейся в предоставлении работнику бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, обязани органов местного самоуправления включить в список нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 гг»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района гор. Магнитогорск в интересах Балдиной Олеси Николаевны обратился в суд с заявлением к администрации г. Магнитогорска о признании, нуждающейся в предоставлении работнику бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, обязани органов местного самоуправления включить в список нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 гг», в обоснование указывая на то, что Балдина О.Н. работает в *** в должности медицинской сестры с 2003 года по настоящее время. Дата 1 Балдина О.Н. обратилась в управление жилищно- коммунального хозяйства при администрации гор. Магнитогорска с заявлением о признании её нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья. Дата 3 администрацией города Балдиной О.Н., было отказано в признании её нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, со ссылкой на то, что Балдиной О.Н. с намерением права состоять на учете в качестве нуждающейся в течении последних лет совершены действия по ухудшению своих жилищных условий. Из объяснений Балдиной О.Н. следует, что она не ухудшала свои жилищные условия в течении последних пяти лет, в 2009 г. Балдина О.Н. была вынуждена сняться с регистрационного учета в г. Магнитогорске из общежития, поскольку период обучения её истек, договор найма жилого помещения также истек, возможности зарегистрироваться в г. Магнитогорске не было, поэтому она зарегистрировалась в Адрес 1 в квартире своих родителей, при этом фактически продолжала проживать в г. Магнитогорске на съемных квартирах. Несмотря на то, что Балдина О.Н. меняла место постоянной регистрации, реального изменения в обеспеченности жилым помещением не происходило, так как в указанные места регистрации Балдина О.Н. не вселялась, все это время проживая в съемном жилье, то есть в г. Магнитогорске жильем не обеспечена и своими действиями не принимала мер к намеренному ухудшению своих жилищных условий в течение последних 5 лет. Считает, что выводы администрации г. Магнитогорска о необходимости отказа в признании Балдиной О.Н. нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, не основаны на законе и препятствуют Балдиной О.Н. на получение специализированных мер государственной поддержки и улучшению жилищных условий как работнику бюджетной сферы.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района гор. Магнитогорска – Шарипова О., заявленные требования поддержала.
Истица Балдина О.Н., в судебном заседании исковые требования заявленные прокурором в её интересах о признании её нуждающейся в предоставлении как работнику бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, обязани органов местного самоуправления включить в список нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 гг», поддержала.
Представитель истца – Угрюмова Н.П., допущенная к участию в деле по устному ходатайству по правилам п. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя.
Представитель ответчика Администрации г. Магнитогорска, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела по существу был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие представил письменные возражения, согласно которым исковые требования не признал.
Третье лицо – Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указывает, что считает исковые требования не подлежат удовлетворению
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 5 Подпрограммы «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы (утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. № 250-П) действующей в настоящее время, участниками подпрограммы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Челябинской области и отвечающие следующим требованиям:
1) гражданин является:
а) работником областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;
б) работником органа государственной власти Челябинской области, замещающим должность, которая не является должностью государственной гражданской службы (далее именуется - работник государственного органа власти);
в) работником органа местного самоуправления, в том числе муниципальным служащим;
г) сотрудником органов внутренних дел, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;
2) гражданин имеет непрерывный стаж по основному месту работы в бюджетном учреждении, в органе государственной власти Челябинской области или органе местного самоуправления не менее трех лет.
Под непрерывным стажем работы применительно к условиям подпрограммы понимается стаж по основному месту работы в бюджетных учреждениях за последние три года. Трудовой стаж гражданина считается непрерывным в случае увольнения и устройства на работу в другое бюджетное учреждение в течение двух месяцев;
3) гражданин признан органом местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи работника бюджетной сферы - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети. Родители участника подпрограммы, нетрудоспособные иждивенцы, постоянно проживающие совместно с участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Как установлено судом, Дата 1 Балдина О.Н. обращалась с заявлением к Главе г. Магнитогорска, которым просила признать её нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2008 - 2010 годы».
Согласно п. 5 Подпрограммы «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2008 - 2010 годы (утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 17 декабря 2009 г. № 344-П) (далее по тексту подпрограмма) участниками подпрограммы могут быть граждане - работники бюджетной сферы, постоянно проживающие на территории Челябинской области и отвечающие следующим требованиям:
1) гражданин является:
работником областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;
работником государственного органа Челябинской области, замещающим должность, которая не является должностью государственной гражданской службы (далее именуется - работник государственного органа);
работником органа местного самоуправления, в том числе муниципальным служащим;
сотрудником органов внутренних дел, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;
сотрудником учреждения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;
2) наличие у гражданина непрерывного стажа работы в бюджетном учреждении, государственном органе или органе местного самоуправления не менее трех лет.
Под непрерывным стажем работы применительно к условиям подпрограммы понимается стаж работы в бюджетных учреждениях за последние три года. Трудовой стаж гражданина считается непрерывным в случае увольнения и устройства на работу в другое бюджетное учреждение в течение двух месяцев;
3) гражданин признан органами местного самоуправления нуждающимся в предоставлении социальной выплаты;
4) гражданин имеет собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Членами семьи работника бюджетной сферы - участника подпрограммы - признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.
Согласно п. 22, 24 Подпрограммы - признание работников бюджетной сферы нуждающимися в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления ; Отказ в признании работника бюджетной сферы в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты допускается в случае, если:
1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 22 подпрограммы;
2) представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья;
3) работник бюджетной сферы в течение последних пяти лет совершил действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признан нуждающимся в предоставлении социальной выплаты.
Решение об отказе в признании работника бюджетной сферы нуждающимся в предоставлении социальной выплаты должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Решение о признании работников бюджетной сферы нуждающимися в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами жилищного законодательства.
В силу п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ведение учета указанных граждан осуществляют органы местного самоуправления
Основания, по которым граждане, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо в улучшении жилищных условий оговорены в ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.
Часть 1 ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановлением главы города Магнитогорска №... от Дата 6 Балдиной О.Н. было отказано в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», в связи с совершением в течении последних пяти лет действий по ухудшению своих жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Статья 53 ЖК РФ устанавливает последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Это означает, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из представленных ответчиком возражений, свое решение об отказе Балдиной О.Н. в признании нуждающейся, администрация города Магнитогорска мотивировала тем, что истец предоставил документы – справку от Дата 4 №... выданную специалистом Южного городского поселения, из которой следует, что до Дата 4 Балдина О.Н. проживала и была зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения общей площадью 62,9 кв.м. расположенного по адресу Адрес 1 и обеспеченность Балдиной О.Н. общей площадью жилого помещения составляла 62,9 кв.м. : 3 чел. = 20,96 кв.м. на человека, что превышает учетную норму, установленную Решением магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005 г. № 137 по городу Магнитогорск в размере 13,5 кв.м. общей площадью жилого помещения на 1 человека, в том числе превышало учетную норму по Нагайбакскому району (утв. Решением Собрания депутатов по Нагайбакскому району от 30.04.2008 г. № 29 в размере 13 кв.м. на человека). Дата 5 накануне подаче заявления о признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме, Балдина О.Н. встала на регистрационный учет по адресу г. Магнитогорск Адрес 2, в жилой дом общей площадью 80,9 кв.м., где согласно справке №... от Дата 2 зарегистрировано еще 62 посторонних лица. Представленные к заявлению Балдиной О.Н. документы свидетельствуют о факте намеренных, с целью участия в программе, действий по ухудшению жилищных условий.
Ссылка на документы, изложенные в возражении представлены ответчиком суду.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в её конституционно – правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Условия реализации права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривают определенные организационно – учетные правила, в том числе условие о наличие у гражданина регистрации по месту жительства- поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан.
В силу ч. 6-8 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом разрешает дело в пределах предмета заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Следовательно, для признания незаконными оспариваемых решений и действий государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законны интересов заявителя.
Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Разрешая спор и оценивая действия Балдиной О.Н. по снятию с регистрационного учета из жилого помещения по адресу Адрес 1, где обеспеченность Балдиной О.Н. общей площадью жилого помещения составляла 20,96 кв.м. на человека, что выше учетной нормы, суд приходит к выводу, что указанные действия со стороны истца возможно расценить как безосновательные, совершенные с целью приобретения права быть признанным нуждающейся, поскольку наличие каких-либо объективных причин для снятия Балдиной О.Н. с регистрационного учета истцом не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом были совершены намеренные действия, направленные на признание ее нуждающейся в получении специализированных мер государственной поддержки на территории г. Магнитогорск, решение принятое органом местного самоуправления по данному вопросу соответствует действующему законодательству и оснований для признания Балдиной Олеси Николаевны, нуждающейся в предоставлении как работнику бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, в судебном порядке не имеется.
Вопрос о включении Балдиной О.Н. в список нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 гг», ответчиком администрацией гор. Магнитогорска в соответствии положениями Подпрограммы не рассматривался, и не разрешался в административном порядке, разрешение указанного вопроса по существу судом в данном случае, нарушает положения закрепленные в ст. 2, 3 ГПК РФ.
Таким образом, в удовлетворении требований прокурору Ленинского района гор. Магнитогорск, поданных в интересах Балдиной Олеси Николаевны, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований прокурора Ленинского района гор. Магнитогорск поданных в интересах Балдиной Олеси Николаевны к администрации г. Магнитогорска о признании Балдиной Олеси Николаевны, нуждающейся в предоставлении как работнику бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья, обязани органов местного самоуправления включить в список нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье –гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 гг», отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий