Решение о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



2-1481/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Никитиной О.В.,

с участием прокурора Красновой А.А.,

при секретаре Николаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Игонина Д.В. к Администрации г. Магнитогорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о выделении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Игонина Д.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорска № *** от Дата 1 Игонин В.С. признан оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите. В связи с тем, что Игонин Д.В. жилой площади в Магнитогорске не имел, Дата 2 он был поставлен на учет в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска для внеочередного получения жилья по окончании образовательного учреждения Дата 3 Игонин Д.В. окончил Образовательное учреждение № 1 однако, до настоящего времени администрацией г. Магнитогорска жилое помещение Игонину Д.В. для проживания не предоставлено, в связи с чем он вынужден проживать у чужих людей.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец Игонин Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что он не имеет жилья, проживает, где пускают, в настоящее время работает.

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что для выделения жилья всем детям-сиротам, состоящим на учете, не хватает финансирования. Размер субвенций из областного бюджета на 2011 год для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, составляет *** руб., что явно недостаточно для покупки жилья всем нуждающимся из данной категории, т.к. количество граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилье по данной категории более 40 человек. По состоянию на сегодняшний день, жилые помещения в муниципальную собственность не приобретены. При поступлении денежных средств Игонину Д.В. будет выделено жилье. Считает, что администрация г. Магнитогорска прав и законных интересов истца не нарушала.

Третье лицо на стороне ответчика министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

«Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления.

П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.

В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Игонин Д.В., Дата 4 года рождения , с Дата 5 является постановлением главы г. Магнитогорска от Дата 1 признан оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в государственной защите. С Дата 2 состоит на учете на получение жилья в жилищном отделе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города. В 2007 году окончил Образовательное учреждение № 2», в 2010 году ПУ № ***

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, свидетельством о рождении от Дата 6 , свидетельствами о смерти И.Е.Г., решением о лишении И.В.С. . родительских прав, решением о выселении Игонина Д.В. без предоставления другого жилого помещения, постановлениями администрации главы г. Магнитогорска № *** от Дата 1, заключением отдела опеки и попечительства УСЗН администрации г. Магнитогорска от Дата 5, информацией о детях сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма в администрации г. Магнитогорска, ответами администрации г. Магнитогорска от Дата 6, Дата 7

Учитывая, что Игонин Д.В. закончил обучение в учреждении профессионального образования, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, суд считает, что требования прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Игонина Д.В. о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить ему жилое помещения не ниже установленных социальных норм подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, что кроме него имеют право на внеочередное жилье по данной категории более 40 человек, суд считает несостоятельными, т.к. обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Игонину Д.В. жилого помещения для постоянного проживания.

Обязать Администрацию г. Магнитогорска предоставить Игонину Д.В. жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Взыскать с Администрации г. Магнитогорска в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий.