о признании бездействия незаконным



Дело 2-1519/11

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Дата 1 г.Магнитогорск

Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе:

Председательствующего Лукьянец Н.А.

С участием помощника прокурора Красновой А.А.

Истца Лисовенко А.А.

При секретаре Полубабкиной Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Правобережного района г.Магнитогорска Челябинской области в интересах Лисовенко А.А. к администрации г.Магнитогорска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности о выделении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах Лисовенко А.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что Лисовенко А.А., Дата 4 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждается в государственной защите, жилое помещение за ней не закреплено. Лисовенко А.А. была взята на учет для предоставления жилой площади в администрации г.Магнитогорска. До Дата 6 она находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ НПО «Профессиональное училище №...» г.Магнитогорска, где проходила обучение. Дата 6 окончила данное образовательное учреждение. Право на получение жилого помещения по договору социального найма возникло в 2009 году, однако до настоящего времени оно ей не предоставлено. Поступление Лисовенко А.А. в сентябре 2009 г. дополнительно еще в одно образовательное учреждение ГУ НПО «Профессиональное училище №...» не является обстоятельством, позволяющим отказать ей во внеочередном предоставлении жилья, поскольку она вправе на протяжении своей жизни поступать в образовательные учреждения и обучаться в них. Более того, функции попечителя, которыми наделялось ГОУ НПО «ПУ №...» в соответствии с ч.4 ст. 35 ГК РФ прекращены в связи с наступлением совершеннолетия Лисовенко А.А. после Дата 5 Дата 2 она родила сына, имея малолетнего ребенка, вынуждена проживать у знакомых.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец Лисовенко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что своего жилого помещение не имеет, вынуждена снимать квартиру.

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражает на удовлетворении завяленных требований. В письменном отзыве указал, что Лисовенко А.А. с 2003 года поставлена на учет на получение жилого помещения по договору социального найма. В 2009 году окончила ПУ №..., в 2010 году поступила в ПУ №..., но не окончила, взяла академический отпуск. Лисовенко А.А. включена в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо предоставить жилые помещения по договорам социального найма в 2011 году. Указанной категории граждан выделяются субвенции областного бюджета, в сумме, утвержденной законом Челябинской области «Об областном бюджете» на очередной и плановый финансовый период. Жилое помещение будет предоставлено после проведения мероприятий по приобретению жилья для указанной категории граждан. По состоянию на 30.06.2011г. жилые помещения в муниципальную собственность не приобретены. Размер субвенций из областного бюджета на 2011 год для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями составил для г.Магнитогорска 4151400 руб., количество граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по данной категории более 40 человек.

Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008г. № 273 утвержден «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма». Согласно данному Порядку дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Магнитогорскому городскому округу ежегодно выделяется субвенция из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий. На 2011 год Магнитогорскому городскому округу в областном бюджете предусмотрено 9775, 94 тыс. руб.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

«Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления.

П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.

В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Лисовенко А.А. признана оставшийся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите, закрепленного жилого помещения не имеет. Лисовенгко А.А. включена в список лиц указанной категории граждан, которым необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма в 2011 году. В 2009 году она окончила ГУ НПО «Профессиональное училище №...». Дата 3 родила сына Л.А..

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, возражениями ответчика, свидетельством о рождении Лисовенко А.А.., решением о лишении родительских прав, постановлениями о признании несовершеннолетней Лисовенко А.А. оставшейся без попечения родителей, об определении малолетней Лисовенко А.А. в детское государственное учреждение для детей-сирот, сообщением о постановке Лисовенко А.А. на учет в 2003г., уведомлением об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним на Лисовенко А.А.

Учитывая, что Лисовенко А.А. закончила обучение в учреждении профессионального образования в июне 2009г., состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, суд считает, что требования прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах Лисовенко А.А. о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить ей жилое помещения не ниже установленных социальных норм подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, что кроме него имеют право на внеочередное жилье по данной категории более 40 человек, суд считает несостоятельными, т.к. обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Магнитогорска в непредставлении Лисовенко А.А. жилого помещения для постоянного проживания.

Обязать администрацию г.Магнитогорска предоставить Лисовенко А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий: