Дело 2-1614/11 РЕШЕНИЕ Дата 5 г.Магнитогорск Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе: Председательствующего Лукьянец Н.А. С участием помощника прокурора Шариповой О.К. Представителя ответчика Юдина Г.М. При секретаре Полубабкиной Е.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Ленинского района г.Магнитогорска Челябинской области в интересах Захаровой (Алексеевой) Т.В. к администрации г.Магнитогорска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности о выделении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска в интересах Захаровой (Алексеевой) Т.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что Захарова Т.В., <данные изъяты> года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждается в государственной защите, жилое помещение за ней не закреплено. Захарова Т.В. состояла на учете в жилищном отделе администрации г.Магнитогорска на внеочередное получение жилья по окончании образовательного учреждения. Однако до настоящего времени жилое помещение Захаровой Т.В. не предоставлено. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал. Истица Захарова (Алексеева) Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска – Юдин Г.М., действующий по доверенности от Дата 3 в судебном заседании исковые требования не признал. В письменном отзыве указал, что Захарова Т.В. признана лицом, оставшимся без попечения родителей, в 2008г. была поставлена на учет в жилищном отделе администрации г.Магнитогорска для получения жилья вне очереди по окончании образовательного учреждения под №.... Дата 6 После окончания образовательного учреждения в 2008г. и по настоящее время, Захаровой Т.Н. жилое помещение для проживания по договору социального найма не было предоставлено. В течение учетного периода ей предлагались жилые помещения, от которых она отказалась. Захарова Т.В. включена в список выпускников их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получения жилья вне очереди за период с 2004-2010 годы. Согласно очередности по состоянию на Дата 4 под №.... Указанной категории граждан выделяются субвенции областного бюджета, в сумме, утвержденной законом Челябинской области «Об областном бюджете» на очередной и плановый финансовый период. Размер субвенций из областного бюджета на 2011 год для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями составил для г.Магнитогорска 4151400 руб., количество граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по данной категории более 40 человек. В настоящее время данные денежные средства в бюджет муниципального образования не поступили. Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008г. № 273 утвержден «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма». Согласно данному Порядку дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Магнитогорскому городскому округу ежегодно выделяется субвенция из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий. На 2011 год Магнитогорскому городскому округу в областном бюджете предусмотрено 9775, 94 тыс. руб. Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя третьего лица. Выслушав прокурора, представителя ответчика исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления. П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений. В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В судебном заседании установлено, что Захарова Т.В. была признана оставшийся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите, закрепленного жилого помещения не имеет. Захарова Т.В. включена в список лиц указанной категории граждан, которым необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма в 2011 году. В 2008 году она окончила ГУНПО «Профессиональное училище №...», что подтверждается копией диплома. В связи с вступлением в брак сменила фамилию на А.Т.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака. Указанные обстоятельства также подтверждаются пояснениями истца, возражениями ответчика, свидетельством о рождении Захаровой Т.В., справкой о ее рождении, решением о лишении матери родительских прав, постановлением о направлении малолетней в госучреждение, сообщением о постановке на учет в жилищном отделе в 2004г. под № 404, копией диплома об образовании. Учитывая, что Захарова Т.В. закончила обучение в учреждении профессионального образования в июне 2008г., состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, суд считает, что требования прокурора Ленинского района г. Магнитогорска в ее интересах о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить ей жилое помещения не ниже установленных социальных норм подлежат удовлетворению. Доводы представителя администрации о том, что с их стороны не усматривается бездействия по отношении к Захаровой Т.В. в предоставлении жилого помещения, поскольку ей неоднократно предлагались жилые помещения, от которых она отказалась, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований. Из копии смотровых талонов от Дата 7., от Дата 1 усматривается, что Захаровой Т.В. предлагались жилые помещения в виде комнат. На смотровом талоне от Дата 1 имеется отметка Алексеевой Т.В. о том, что Дата 2 она отказывается не глядя, так как не устраивает вариант в 3-х комнатной квартире. Доказательств того, что Захаровой Т.В. было также переложено иное жилое помещение суду не представлено, на смотровом талоне от Дата 7 отметка об осмотре Захаровой Т.В. жилого помещения отсутствует. С июля 2010 года жилые помещения Захаровой Т.В. предложены не были. Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, что кроме него имеют право на внеочередное жилье по данной категории более 40 человек, суд считает несостоятельными, т.к. обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г.Магнитогорска в непредставлении Захаровой (Алексеевой) Т.В. жилого помещения для постоянного проживания. Обязать администрацию г.Магнитогорска предоставить Захаровой (Алексеевой) Т.В. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г.Магнитогорска. Председательствующий:
Именем Российской Федерации