2-2093/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе: Председательствующего: Никитиной О.В. С участием прокурора: Плотниковой Н.И. При секретаре: Жернаковой О.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах Мигутского В.В. к администрации г. Магнитогорска о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах Мигутского В.В. обратился в суд к администрации г. Магнитогорска с указанным иском, мотивируя требования тем, что распоряжением главы г. Магнитогорска №-Р от Дата Мигутский В.В. признан оставшимся без попечения родителей. Его мать, М.Л.Л., решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Дата была лишена родительских прав, отца нет. Мигутский В.В. был поставлен на учет в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска для внеочередного получения жилья. Дата Мигутский В.В. окончил ГУ СПО «Ч.». Однако, до настоящего времени, жилое помещение для проживания Мигутскому В.В. предоставлено не было, в связи с чем он вынужден был проживать у друзей и знакомых. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Мигутскому В.В. жилого помещения для постоянного проживания, обязать администрацию г. Магнитогорска предоставить вне очереди Мигутскому В.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м., за счет бюджета Челябинской области. Помощник прокурора Плотникова Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала. Мигутский В.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснив, что он не имеет жилья, проживает у друзей, знакомых. Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска, действующая на основании доверенности от Дата № Бессонова Н.В., в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что на 2011 год Магнитогорскому муниципальному городскому округу в областном бюджете предусмотрены субвенции на приобретение жилых помещений для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере ******* руб.. По данным органа опеки выпускников образовательных учреждений 2004-2010 г.г. состоит на учете 41 человек. Выделанный размер субвенций не позволяет одновременно обеспечить жилыми помещениями всех детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации г. Магнитогорска на получение жилья вне очереди. При удовлетворении заявленных требований решение суда, необеспеченное размерами выделенных субвенций из областного бюджета исключает возможность его реального исполнения, при этом нарушаются права других детей –сирот, поставленных на учет ранее лица, обратившегося в суд. Считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о законности действий администрации г. Магнитогорска. Третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. В ст. 8 названного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 - его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления. В п. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений. В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда в г. Магнитогорске, утвержденным решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005 года № 137, установлена норма предоставления жилого помещения в г. Магнитогорске -не менее 15 квадратных метров общей площадью на человека. В судебном заседании установлено, что распоряжением главы г. Магнитогорска от Дата № в связи с тем, что мать Мигутского В.В., М.Л.Л. решением от Дата была лишена родительских прав в отношении сына. С Дата Мигутский В.В. поставлен на учет на получение жилого помещения. Как следует из справки № от Дата Мигутский В.В. проходил обучение в ГОУ СПО «Ч.» в период с Дата по Дата год. По окончании образовательного учреждения Мигутскому В.В. жилое помещение предоставлено не было. Учитывая, что Мигутский В.В. закончил обучение в учреждении профессионального образования, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, суд считает, что требования прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах Мигутского В.В. о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. за счет средств бюджета Челябинской области подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, что кроме него имеют право на внеочередное жилье по данной категории, нарушаются их права на получение жилого помещения, суд считает не основанным на законе, поскольку в силу закона детям, оставшимся без попечения родителей, к каким относится Мигутский В.В., жилое помещение предоставляется вне очереди. Руководствуясь ст.ст. 12, 98, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г. Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Мигутскому В.В. жилого помещения для постоянного проживания. Обязать администрацию г. Магнитогорска предоставить вне очереди Мигутскому В.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. за счет бюджета Челябинской области. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения. Председательствующий: