Решение о признании бездействия незаконным и возложении обязанности о внеочередном предоставлении жилого помещения.



Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе

председательствующего Хибаковой Л.В.,

при секретаре Патрикеевой А.Л.

с участием помощника прокурора Правобережного района г. Магнитогорска

Красновой А.С.

истца Евтихеевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района гор. Магнитогорск поданного в интересах Евтихеевой Н.В. к Администрации г. Магнитогорска о признании бездействия незаконным и возложения обязанности о внеочередном предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района гор. Магнитогорск в интересах Евтихеевой Н.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска признании бездействия незаконным и возложения обязанности о внеочередном предоставлении жилого помещения, в обоснование требований указывая на то, что Евтихеева Н.В. <данные изъяты>, является лицом оставшимся без попечения родителей, нуждается в государственной защите, жилое помещение за ней не закреплено. Дата 1 Евтихеева Н.В. была поставлена на учет в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска. Евтихеева Н.В. состояла на учете в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска на внеочередное получение жилья, по окончании образовательного учреждения среднего профессионального образования - ПУ №... Дата 5, до настоящего времени, жилое помещение для проживания Евтихеевой Н.В., администрацией г. Магнитогорска предоставлено не было, в связи с чем она вынуждена снимать жилье, чем нарушаются её жилищные права.

Помощник прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Краснова А.С. в судебном заседании исковые требования уточнила - просила обязать администрацию гор. Магнитогорска предоставить вне очереди Евтихеевой Н.В. <данные изъяты>, по договору социального найма жилое помещение в границах гор. Магнитогорска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.

Истец Евтихеева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что не имеет жилья, проживает в настоящее время с в съемном жилье у знакомых.

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представлено письменное возражение.

Министерство социальных отношений Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству администрации г. Магнитогорска, надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Министерство финансов Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству администрации г. Магнитогорска, надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Правительство Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству администрации г. Магнитогорска, надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

«Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления.

П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.

В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что решением от Дата 4 Правобережного районного суда г. Магнитогорск В.Ф.А. была лишено родительских прав в отношении дочери Евтихеевой Н. <данные изъяты> отец Евтихеевой Н.В. - Е.В.М. умер Дата 3, что подтверждается свидетельством о смерти. На основании договора о передаче детей на воспитание в приемную семью от Дата 2, Евтихеева Н.В. была передана на воспитание приемным родителям. С Дата 1 Евтихеева Н.В. состоит на учете на получение жилья в жилищном отделе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города, номер очередности №..., в момент постановки на учет. Дата 5 Евтихеева Н.В. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «***» г. Магнитогорск

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, материалами учетного дела, свидетельством о рождении Евтихеевой Н.В., свидетельствами о смерти отца, решением суда о лишении и матери родительских прав, постановлением – договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, информацией о детях сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма в администрации г. Магнитогорска, ответами администрации г. Магнитогорска от об очередности, дипломом об окончании учебного заведения, данными об отсутствии жилого помещения.

Учитывая, что Евтихеева Н.В. закончила обучение в учреждении профессионального образования, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, суд считает, что требования прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска поданные в интересах Евтихеевой Н.В. о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить ему жилое помещение подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, что кроме истца право на внеочередное жилье по данной категории имеют и иные лица поставленные на учет в более ранние сроки, суд считает несостоятельными, т.к. обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда в г. Магнитогорск, утвержденным решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005 г. № 137, установлена норма предоставления жилого помещения в г. Магнитогорске – не менее 15 квадратных метров общей площади на человека

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации г. Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Евтихеевой Н.В. жилого помещения по договору социального найма для постоянного проживания.

Обязать администрацию гор. Магнитогорска предоставить вне очереди Евтихеевой Н.В. <данные изъяты> по договору социального найма жилое помещение в границах гор. Магнитогорска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд гор. Магнитогорска.

Председательствующий: