Решение о признании незаконными и отмене постановления администрации г. Магнитогорска `Об отказе в признании молодой сеамби участницей подпрограммы `Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы `Жилище на 2011-2015 г`



Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего: Хибаковой Л.В.

при секретаре: Патрикеевой А.Л.

с участием истца Мочалкиной Ю.В.

представителя истца Коваль Л.Н.

представителя ответчика Жарко Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мочалкиной Ю.В. к Администрации г. Магнитогорска о признании незаконными и отмене постановления администрации г. Магнитогорска от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», постановления от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.А. имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», взыскании компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Мочалкина Ю.В. обратилась с иском к администрации г.Магнитогорска о признании незаконными и отмене постановления администрации г. Магнитогорска от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», постановления от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.А. имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», взыскании компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указывая на то, что истец является участником подпрограммы с июля 2008 года, предоставила в жилищный отдел все необходимые документы. Мочалкина Ю.В. работает, её дочь получает социальные выплаты по случаю потери отца, имеет на праве собственности ? долю в 3-х комнатной квартире, доводы ответчика о недостаточности средств у семьи для участия в программе несостоятельны. Кроме того свою платежеспособность Мочалкина Ю.В. должна будет еще раз подтвердить непосредственно перед выдачей сертификата. Доводы ответчика о недостоверности сведений в предоставленных документах справе о доходах по форме 2 НДФЛ, являются формальными, истец не обладая специальными бухгалтерскими знаниями не имеет возможности проверить справку, а допущенная арифметическая ошибка в справе могла быть устранена. При сдаче документов в жилищный отдел Дата 4 у специалиста принимавшего документы не было никаких замечаний по документов, дополнительных сведений предоставить не требовали. Обжалуемые постановления получены истцом Дата 2 совместно с письмом – разъяснением. В результате действий ответчика истец испытывает душевные волнения и переживания, отстаивая свое конституционное право на достойное проживание, компенсацию морального вреда оценивает в <данные изъяты>.

Истец Мочалкина Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, также ходатайствовала о возмещении судебных расходов связанных с оплатой услуг представителя.

Представитель истца - Коваль Л.Н., действующий на основании доверенности от Дата 8, в судебном заседании заявленные его доверителем требования поддержал полностью.

Представитель ответчика Администрации г. Магнитогорска – Жарко Н.Г., действующая на основании доверенности №... от Дата 6, исковые требования не признала, полагая, что обжалуемые постановления вынесены в соответствии с действующим законодательством, участие в программе является добровольным, условия программы общедоступны, указала, что истец при предоставлении полного пакета документов не лишен возможности обратится по данному вопросу повторно.

Третье лицо – Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области № 969 от 21.12.2007 года принята «Областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», включающая в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2008-2010 годы».

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы устанавливаются иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы и использовать средства социальной выплаты на приобретение жилья.

Признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, а также участниками подпрограммы и ведение их учета осуществляют органы местного самоуправления.

В силу п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ведение учета указанных граждан осуществляют органы местного самоуправления.

Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области является государственным заказчиком подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

В судебном заседании установлено, что Дата 3 истица Мочалкина Ю.В. обратилась с заявлением о включении её семьи состоящей из двух человек (она и дочь <данные изъяты> в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы.

В соответствии с п. 32 Подпрограммы "ОКАЗАНИЕ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ" (в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 24.02.2011 N 56-П) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

2) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктами 23, 24 настоящей подпрограммы;

3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Доводы истца о том, что её семья с июля 2008 года являлась участницей подпрограммы допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены.

Порядок признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия в подпрограмме, указан в приложении № 2 к подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", из которого следует, что

1. Настоящий порядок разработан с целью единообразного применения положений подпрограммы для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия молодой семьи в подпрограмме.

Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для участия молодой семьи в подпрограмме осуществляют органы местного самоуправления.

2. Для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, молодая семья представляет в орган местного самоуправления имеющиеся у нее документы из следующего перечня:

1) справку кредитной организации, подтверждающей соответствие молодой семьи требованиям платежеспособности, установленным банками или другими организациями, предоставляющими ипотечные жилищные кредиты или займы;

2) справку о доходе по форме 2-НДФЛ за прошедший и текущий годы, на всех работающих членов семьи, которые станут получателями социальной выплаты;

3) выписку с лицевого банковского счета члена (членов) молодой семьи о сумме собственных средств, находящихся на лицевом счете (счетах);

4) вексель, ценные бумаги, находящиеся в собственности членов молодой семьи;

5) письменное обязательство родителей, родственников или других физических и/или юридических лиц по предоставлению гражданину денежных средств на приобретение (строительство) жилья, заверенное нотариально.

К письменному обязательству родителей, родственников, иных физических лиц должны быть приложены документы, подтверждающие способность предоставить указанные денежные средства (справка о доходе по форме 2-НДФЛ за прошедший и текущий годы; выписка с банковского лицевого счета о сумме средств, находящихся на лицевом счете);

6) документы, подтверждающие наличие имеющегося в собственности молодой семьи недвижимого имущества (жилой дом, квартира, дача, садовые домики в садоводческих товариществах) и их оценочную стоимость;

7) заявление молодой семьи о возможности доплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, за счет продажи имеющегося недвижимого имущества;

8) документы, подтверждающие право молодой семьи на использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

3. Расчет дохода молодой семьи производится органом местного самоуправления на основании справок о доходе 2-НДФЛ (или иного финансового документа) за прошедший и текущий годы на всех работающих членов семьи, которые станут получателями социальной выплаты.

Орган местного самоуправления определяет минимальный размер дохода для признания участником подпрограммы молодой семьи, не имеющей достаточных собственных средств для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и планирующей приобрести (построить) жилое помещение с помощью ипотечного жилищного кредита (займа) по формуле:

Сд >= Пр / 0,65, где

Сд, рублей - средний совокупный доход семьи за последние полгода, определяемый по справкам о доходе, подтверждаемым документально (справки 2-НДФЛ, или иные финансовые документы) на всех работающих членов семьи, которые станут получателями социальной выплаты;

Пр, рублей - суммарная величина прожиточного минимума, рассчитываемая за последние полгода согласно постановлению Губернатора Челябинской области об установлении величины прожиточного минимума на душу населения, утверждаемому ежеквартально, и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области.

4. Размер средств в части превышения размера социальной выплаты определяется как разница между расчетной стоимостью жилья и размером социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с настоящей программой.

5. Орган местного самоуправления на основании представленных молодой семьей документов признает молодую семью имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в следующих случаях:

1) подтверждения доходов, достаточных для получения ипотечного жилищного кредита (займа);

2) предъявления обязательства по инвестированию приобретения (строительства) жилого помещения родителями, родственниками, другими физическими и/или юридическими лицами либо наличия денежных средств на лицевом банковском счете, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

3) подтверждения наличия недвижимого имущества (оценочная стоимость которого составляет сумму средств, достаточную для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты).

6. Признание либо отказ в признании молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, оформляется решением органа местного самоуправления.

На основании представленных истцом документов, ответчик – орган местного самоуправления на основании п. 2- 5 указанного выше порядка произвел расчет, и в соответствии с п. 6 вынес постановление.

В расчет приняты предоставленные истицей Мочалкиной Ю.В. документы : справка о доходах физического лица за 2010 г. по форме 2 НДФЛ за период с февраля по август 2010, справка о доходах физического лица за 2011 год по форме 2 НДФЛ за январь и февраль истицы Мочалкиной Ю.В., и справка о получении пенсии ребенком истца – М.Е.В. в период с Дата 1 по Дата 7

Согласно составленного в соответствии с п. 3 приложения расчета, на основании представленных истцом документов, и Постановления Губернатора Челябинской области от 15.04.2011 г. № 140 «Об установлении прожиточного минимума на душу населения в 1 кв. 2011 г.» молодая семья Мочалкиной Ю.В. не имеет достаточного дохода для оплаты стоимости приобретаемого жилья, в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, поскольку совокупный доход семьи ( по представленным истцом документам) за последние 6 месяцев принятых в расчет составляет <данные изъяты>, при необходимом <данные изъяты>.

Постановлением от Дата 5. №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.В. имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», на основании произведенного расчета размеров доходов молодой семье Мочалкиной Ю.В. ( по тексту постановления допущена опечатка в отчестве) отказано в признании молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Доводы истца о том, что в расчет не принято наличие в собственности доли (1/4) жилого помещения, согласие её родителей оказать ей материальную помощь в оформлении кредита или предоставлении денежных средств судом приняты быть не могут, так как следует из материалов учетного дела и не оспаривается истцом - документов подтверждающих оценочную стоимость недвижимого имущества ( ? доли от квартиры по адресу г.Магнитогорск Адрес 1 ) а также письменного обязательства родителей, родственников или других физических и/или юридических лиц по предоставлению гражданину денежных средств на приобретение (строительство) жилья, заверенное нотариально, истцом в администрации Адрес не предоставлялась.

Постановлением №... от Дата 5 истцу отказано в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жиля в связи с непредставлением в полном объеме документов, недостоверности сведений содержащихся в документах.

Доводы истца о том, что сотрудники ответчика не предоставляют необходимой информации для реализации прав истца, опровергаются материалами учетного дела, из которого следует, что на все обращения истца ( её представителей) были даны письменные ответы

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом разрешает дело в пределах предмета заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Следовательно, для признания незаконными оспариваемых решений и действий государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законны интересов заявителя.

Согласно ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Вновь принятая подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы действует в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и не является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, принятых на территории Челябинской области в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

При таких обстоятельствах, постановления администрации г. Магнитогорска от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», постановления от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.А. имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», не могут быть расценены как нарушающее права и свободы Мочалкиной Ю.В. и членов её семьи, создающее препятствие к осуществлению ими прав и свобод или как незаконно возлагающее на них какой-либо обязанности или ответственности, поскольку основания по которым истцу отказано в признании участником нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Следовательно, для признания незаконным оспариваемых постановлений администрации г.Магнитогорска отсутствуют необходимые условия – незаконность оспариваемого решения, нарушение прав и законных интересов истца.

Оспариваемые решения не препятствует истцу повторно обратится с заявлением об участии в программе, направленной на улучшение жилищных условий граждан, если заявителем будут соблюдены необходимые для участия в указанной подпрограмме условия.

Учитывая, что нарушений прав истца при вынесении обжалуемых постановлений не выявлено, оснований для взыскания морального вреда в результате действий органов местного самоуправления не усматривается.

Таким образом, в удовлетворении заявленных истцом требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

В иске Мочалкиной Ю.В. к Администрации г. Магнитогорска о признании незаконными и отмене постановления администрации г. Магнитогорска от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.В. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», постановления от Дата 5 №... «Об отказе в признании молодой семьи Мочалкиной Ю.А. имеющей достаточные доходы для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», взыскании компенсации морального вреда, отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд гор. Магнитогорск.

Председательствующий: (подпись)

Копия «верна» Судья: Л.В. Хибакова

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Л.В. Хибакова