Дело №... Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата г. Магнитогорск Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего Хибаковой Л.В., при секретаре Патрикеевой А.Л. с участием помощника прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Красновой А.С. истца Львова А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района гор. Магнитогорск поданного в интересах Львова А.В. к Администрации г. Магнитогорска о признании бездействия незаконным и возложения обязанности о внеочередном предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Орджоникидзевского района гор. Магнитогорск в интересах Львова А.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска признании бездействия незаконным и возложения обязанности о внеочередном предоставлении жилого помещения, в обоснование требований указывая на то, что Львов А.В. <данные изъяты>, является лицом оставшимся без попечения родителей, нуждается в государственной защите, жилое помещение за ней не закреплено. В 2003 года Львов А.В. был поставлена на учет в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска. Львов А.В. состоял на учете в жилищном отделе администрации г. Магнитогорска на внеочередное получение жилья, по окончании образовательного учреждения среднего профессионального образования - ПУ №... г. ***, до настоящего времени, жилое помещение для постоянного проживания Львову А.В., администрацией г. Магнитогорска предоставлено не было, чем нарушаются его жилищные права. Помощник прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Краснова А.С. в судебном заседании исковые требования уточнила - просила обязать администрацию гор. Магнитогорска предоставить вне очереди Львову А.В., по договору социального найма жилое помещение в границах гор. Магнитогорска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области. Истец Львов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что по окончании обучения вернувшись из г. *** в г. Магнитогорск, органами опеки ему для проживания предоставили комнату по адресу г. Магнитогорск Адрес 1, он согласен на то, чтобы комната была закреплена за ним, но органы опеки разрешают регистрацию только на 6 месяцев, договор социального найма не заключают, официально комнату не закрепляют. Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представлено письменное возражение. Министерство социальных отношений Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству администрации г. Магнитогорска, надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Министерство финансов Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству администрации г. Магнитогорска, надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Правительство Челябинской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица по ходатайству администрации г. Магнитогорска, надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился. Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В ст. 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Настоящий Федеральный закон также предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1). Согласно пункту 3 его статьи 6 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО (ред. от 29.04.2010) «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления. П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений. В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях. Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В судебном заседании установлено, что решением от Дата 6 Правобережного районного суда г. Магнитогорск Л.З.В. мать Львова А.В. признана безвестно отсутствующей. Львов А.В. с рождения воспитывался в государственных учреждениях, так как его мать оставила его в родильном доме, а отец был записан со слов матери. Постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Магнитогорск от Дата 2 №... Львов А.В. переведен в дошкольный детский дом №... для дальнейшего воспитания и обучения. В период с Дата 5 по Дата 1 Львов А.В. обучался в *** находясь на полном государственном обеспечении, окончил 7 классов. С Дата 4 по Дата 3 Львов А.В. обучался и находился на государственном обучении в МОУ *** г. Магнитогорска. С Дата 3 по Дата 8 Львов А.В. проходил обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональное училище №... г. ***. С 2003 года Львов А.В. состоит на учете на получение жилья в жилищном отделе управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города, номер очередности №... по состоянию на Дата 7 Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, материалами учетного дела, свидетельством о рождении Львова А.В., решением суда, справками о нахождении в государственных учреждениях, информацией о детях сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма в администрации г. Магнитогорска, ответами администрации г. Магнитогорска от об очередности, свидетельством об окончании учебного заведения, данными об отсутствии жилого помещения. Согласно смотровому талону от Дата 9 Львову А.В. предлагалось осмотреть комнату №... жилой площадью 10,3 кв.м. в квартире Адрес 1 в г. Магнитогорск и дать согласия или отказ для временного заселения. Согласие Львова А.В. было получено. УЖКХ администрации г. Магнитогорска сроком на шесть месяцев с оплатой за найм и жилищно - коммунальные услуги, с целью сохранения данного помещения вселила Львова А.В. в указанное выше помещение. Однако принятые меры не обеспечивают в полном объеме защиты жилищных прав Львова А.В., поскольку он закончил обучение в учреждении профессионального образования, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в первоочередном порядке, жилое помещение должно быть предоставлено ему в постоянное пользование, суд считает, что требования прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска поданные в интересах Львова А.В. о признании незаконными бездействия администрации города Магнитогорска, обязании администрации города Магнитогорска предоставить ему жилое помещение подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, что кроме истца право на внеочередное жилье по данной категории имеют и иные лица поставленные на учет в более ранние сроки, суд считает несостоятельными, т.к. обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда в г. Магнитогорск, утвержденным решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005 г. № 137, установлена норма предоставления жилого помещения в г. Магнитогорске – не менее 15 квадратных метров общей площади на человека Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации г. Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Львову А.В. жилого помещения по договору социального найма для постоянного проживания. Обязать администрацию гор. Магнитогорска предоставить вне очереди Львову А.В. <данные изъяты>, по договору социального найма жилое помещение в границах гор. Магнитогорска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд гор. Магнитогорска. Председательствующий: (подпись) Копия «верна» Судья: Л.В. Хибакова Решение не вступило в законную силу. Судья: Л.В. Хибакова