о признании бездействия незаконным



Дело 2-2050/11

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Дата 4 г.Магнитогорск

Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, в составе:

Председательствующего Лукьянец Н.А.

С участием помощника прокурора Плотниковой Н.И.

Истца Рыковой Н.Л.

При секретаре Полубабкиной Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области в интересах Рыковой Н.Л. к администрации г.Магнитогорска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах Рыковой Н.Л. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г.Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Рыковой Н.Л. во внеочередном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Просил обязать администрацию г.Магнитогорска предоставить ей жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Далее требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации г.Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Рыковой Н.Л. во внеочередном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Просил обязать администрацию г.Магнитогорска предоставить вне очереди Рыковой Н.Л. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.

Требования мотивированы тем, что Рыкова Н.Л. поставлена на учет жилищном отделе администрации г.Магнитогорска для внеочередного поучения жилья, жилое помещение за ней не закреплено. Дата 2. Рыкова Н.Л. обучалась в «Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова». С Дата 1 по Дата 5. Рыкова Н.Л. находиться в академическом отпуске по уходу за ребенком. Несмотря на то, что Рыкова Н.Л. не имеет закрепленного жилого помещения, в настоящее время достигла совершеннолетия, она после окончания пребывания в образовательном учреждении администрацией г.Магнитогорска во внеочередном порядке жилым помещением обеспечена не была.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле уточненные требования поддержал.

Рыкова Н.Л. в судебном заседании уточненные требования поддержала.

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что указанной категории граждан выделяются субвенции областного бюджета. На 2011 год Магнитогорскому муниципальному городскому округу выделены субвенции в размере *** руб. Количество граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по данной категории *** человек. Выделенный размер субвенций не позволяет обеспечивать в разовом порядке жилыми помещениями всех детей-сирот, состоящих на учете на получение жилья вне очереди.

Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области надлежаще извещено, представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008г. № 273 утвержден «Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма». Согласно данному Порядку дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Магнитогорскому городскому округу ежегодно выделяется субвенция из областного бюджета на осуществление названных государственных полномочий. На 2011 год Магнитогорскому городскому округу выделена субвенция в размере 9775,94 тыс. руб.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 4 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В статье 8 названного закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данным Федеральным законом принят Закон Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье", согласно п.2 ст. 17 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления на основании подпункта 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

«Порядком обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 N 273, предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилого фонда органами местного самоуправления.

П. 4 данного «Порядка» предусмотрено, что за один год до выпуска из образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания, учреждения профессионального образования, окончания пребывания под опекой (попечительством) и в приемной семье, окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, орган опеки направляет в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере жилищных отношений список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.

В случае внесения изменений и дополнений в указанные списки орган опеки своевременно уведомляет уполномоченный орган местного самоуправления обо всех изменениях и дополнениях.

Жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди по договору социального найма (без учета членов семьи) в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Рыкова Н.Л. признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающейся в государственной защите, закрепленного жилого помещения не имеет, включена в список лиц указанной категории граждан, которым необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма в 2011 году. Дата 6. ей выдан аттестат о среднем (полном) общем образовании. Дата 2. зачислена на очное отделение в группу ПТП-07 ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И.Носова». С Дата 1. по Дата 5 она находится в отпуске по уходу за ребенком.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, материалами учетного дела.

Согласно ч.4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к образовательным относятся общеобразовательные учреждения начального общего, основного, общего, среднего (полного) общего образования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что окончание Рыковой Н.Л. средней общеобразовательной школы №... г.Магнитогорска при наличии статуса ребенка – сироты, оставшейся без попечения родителей, факта нахождения ее под опекой, не имеющей закрепленного жилого помещения, являются достаточным основанием для обеспечения ее вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда в г.Магнитогорске, утвержденным решением Магнитогорского городского собрания депутатов от 30.11.2005г. № 137, установлена норма предоставления жилого помещения в г.Магнитогорске не менее 15 кв.м общей площади на человека.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение истцу не может быть выделено в связи с недостаточным размером субвенций из областного бюджета, суд считает несостоятельными, т.к. обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, и внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Магнитогорска, выразившееся в непредставлении Рыковой Н.Л. во внеочередном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Обязать администрацию г.Магнитогорска предоставить Рыковой Н.Л., родившейся Дата 3, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий: