Дело №... Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата гор. Магнитогорск Правобережный районный суд гор. Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего Хибаковой Л.В. при секретаре Патрикеевой А.С. с участием истца Овсянниковой З.И. представителя ответчика Карташовой Е.И. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Овсянниковой З.И. к ОАО «Сбербанк России», Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №... по Челябинской области о возврате из бюджета денежной суммы вследствие необоснованного начисления налога по повышенной ставке у с т а н о в и л : Овсянникова З.И. обратилась в суд с иском к ОАО «Сбербанк России», Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №... по Челябинской области о возврате из бюджета денежной суммы вследствие необоснованного начисления налога по повышенной ставке, в обоснование иска ссылаясь на то, что в период с Дата 1 по Дата 2 в структурных подразделениях Сбербанка России на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Республики Башкортостан проводилась рекламная акция, посвященная 166 годовщине Сбербанка России «Открой вклад золотой! Подарки к дню рождения Сбербанка» Участниками розыгрыша подарков являлись физические лица, открывшие или пополнившие вклад в указанный выше период: минимальная сумма вклада <данные изъяты> (<данные изъяты> или <данные изъяты>), срок хранения вклада более года. Её вклад «до востребования» №..., который она открыла Дата 3 и который по требованию Магнитогорского ОСБ она переоформила в «пенсионный накопляемый» №..., соответствовал условиям для участия в розыгрыше, в котором она выиграла подарок. На основании п.5 ст. 226 НК РФ Магнитогорское отделение Сбербанка России №... подало сведения в налоговую инспекцию по месту её жительства для уплаты налога. О ставке налога в размере 35 % она узнала Дата 10 при получении налогового уведомления на уплату налога №... от Дата 4 Ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 % взимается с подарков получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых с целью рекламы товаров, работ, услуг (п.2 ст. 224 НК РФ). Согласно п.1 ст. 3 Закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.02.2006 г. реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и продвижение его на рынке. Вручаемые же Сбербанком подарки предназначены определенному кругу лиц - вкладчикам банка, выполнившим определенные условия - минимальная сумма вклада <данные изъяты> (<данные изъяты> или <данные изъяты>), срок хранения вклада более года, т.е. условия п.1 ст. 3 Закона «О рекламе» не выполняется, и следовательно, такое мероприятие как вручение подарков победителям не может рассматриваться как рекламная акция. Вручаемые Сбербанком подарки относятся к категории призов, получаемых участниками стимулирующих лотерей, т.к. они предназначены для определенных физических лиц на строго определенных условиях. К тому же стимулирующая лотерея проводится в соответствии с договором, который заключается на добровольной основе и оформляется выдачей купона, сертификата, заполнением заявки, анкеты и иным способом (п.1 ст.2, п.2 ст.9, п.1 ст. 16 Закона РФ «О лотереях»). На основании договора, заключенного между нею и Магнитогорским ОСБ, последний не имеет права заниматься рекламой её вклада, поскольку таковая не оговорена в договоре, который является типовым договором банковского вклада ( в её случае «пенсионный пополняемый»). Информация о какой -либо рекламе в договоре отсутствует. Кроме того, предметом договора не является выполнение работ или оказание услуг, и он не предусматривает каких -либо специальных условий для вкладчиков. Никаких дополнительных соглашений и иных документов к заключенному договору она не подписывала. Не попадают подарки и под категорию призов, вручаемых участникам соревнований, лотерей, рекламных акций и др., потому что не являются призами участникам массовых мероприятий, а предназначены вручению строго определенному кругу физических лиц на строго определенных условиях. Считая проведенную «рекламную акцию» рекламой призов (подарков) Магнитогорское отделение Сбербанка России нарушает п.п. 2,4 ст. 3, п.п. 3,11 ст. 5 Закона «О рекламе», т.к. в данному случае она является недостоверной и не соответствующей требованиям законодательства РФ, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения. Кроме того, на основании п.7 ст. 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. По её мнению *** отделением Сбербанка России была проведена реклама стимулирующего мероприятия - привлечение средств физических лиц во вклады Сбербанка России посредством участия в розыгрыше призов при выполнении определенных условиях - минимальная сумма вклада <данные изъяты> (<данные изъяты> или <данные изъяты>), срок хранения вклада более года. Таким образом, ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 % вместо 13 % применена к ней неправомерно. Просит вернуть из бюджета разницу неверно рассчитанного налога. В судебном заседании истец Овсянникова З.И. свои исковые требования поддержала, уточнив, что считает действия сотрудников Сбербанка России неправомерными в предоставлении в налоговый орган сведений об удержании с доходов (от полученного приза) налога в размере 35 %, и просит вернуть излишне уплаченный налог в размере <данные изъяты> составляющий разницу при применении 35 % вместо положенных 13 %. Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» - Карташова Е.И., действующая на основании доверенности от Дата 6, в судебном заседании исковые требования истца не признала, ссылаясь на то, что ОАО «Сбербанк России» действующего законодательства не нарушал, сведения о доходах истца ( от полученного приза) предоставлены в налоговый орган в соответствии со ст. 244 НК РФ, с начислением налога в размере 35 %. Представитель соответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №... по Челябинской области, о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе и стимулирующих. Исходя из положений ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях », участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы участниками, а призов ой фонд формируется за счет средств организатора лотереи. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Стимулирующая лотерея - лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (пп. 2 п. 3 ст. 3 ФЗ "О лотереях"). В свою очередь, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (п. 1 ст. 2 ФЗ "О лотереях"). В соответствии с п. 1 ст. 1063 ГК РФ лотерея - это не просто игра, это игра, основанная на риске. В соответствии с Гражданским кодексом РФ отношения между организатором лотереи и ее участником основаны на договоре (п. 1 ст. 1063). В соответствии с законом договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (п. 1 ст. 2 ФЗ "О лотереях"). В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 228 НК Российской Федерации, физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей. Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ стоимости любых выигрышей и получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 (4000 рублей) подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Учитывая приведенные нормы закона, доход, полученный физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее, подлежит обложению НДФЛ по ставке 35% в случае, если будет установлено, что проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, т.е. мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг, при этом указанная акция должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Как установлено судом, *** банком Сбербанка России на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и республики Башкортостан в период с Дата 1 по Дата 2 проводилась рекламная акция по вкладам физических лиц в рублях и иностранной валюте, посвященная к Дню рождения Сбербанка России 166-й годовщине «Открой вклад - отрой золотой клад». Сведения о проводимой рекламной акции были распространены в средствах массовой информации, в том числе интернет, в отделениях Сбербанка России. По условиям акции, одним из этапов акции был розыгрыш призов - 7 Главных призов - золотые слитки, химически чистая масса каждого из которых, составляет 50 г и поощрительные призы с символикой банка. Розыгрыш призов содержал все признаки стимулирующей лотереи (наличие сформированного призового фонда, элемент случайности в выборе победителя, целевой характер акции - продвижение конкретного продукта, привлечения внимания к Банку). В розыгрыше призов могли принять участие вкладчики - физические лица, имеющие в структурных подразделениях Сбербанка России на территории функционирования Банка вклады, сроком хранения более 1 года соответствующие одновременно следующим условиям: Вклады, пополненные или открытые в период с Дата 8 по Дата 7 (включительно). Сумма пополнения вклада, а также сумма вновь открытого вклада должна составлять: не менее <данные изъяты>, <данные изъяты> США или <данные изъяты>. Сумма вклада по состоянию на Дата 7: не менее <данные изъяты>, <данные изъяты> долларов США или <данные изъяты> Евро. Условия акции не ограничивали возможности участия в акции любого физического лица, пожелавшего открыть (пополнить) вклад на указанных выше условиях, таким образом, информация была адресована неопределенному кругу лиц, любое лицо открывшее счет либо пополнившее счет на определенную акцией сумму, в период действия акции, мог стать участником розыгрыша приза. Как следует из п. 1.2 Положения о проведении рекламной акции по вкладам физических лиц в рублях и иностранной валюте, посвященной 166-й годовщине Сбербанка России (утв. Постановлением Правления Уральского Банка Сбербанка России от 19.07.2007 г. № 16 параграф 5) - целью рекламной акции являлось выполнение установленных показателей бизнес -плана, повышение заинтересованности населения в размещении и сохранении своих сбережений на счетах Банка, привлечение новых клиентов на обслуживание и как следствие позиционирование Сбербанка России как лидера рынка и сохранение конкурентных позиций среди коммерческих банков. Как видно из пояснений истца, и подтверждается пояснениями ответчика - Дата 11 Овсянниковой З.И. как победителю стимулирующей лотереи, которая в свою очередь являлась формой рекламной акции, т.е. мероприятием, проводимым с целью указанной выше, был вручен приз золотой слиток №... и сертификат. Из объяснений представителя ответчика следует, что стоимость приза -золотого слитка, химически чистая масса которого оставляет <данные изъяты> при подаче декларации была указана в рублях с учетом стоимости драгоценных металлов (золото) на день выдачи приза, так как курс (стоимость) драгоценных металлов меняется. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового Кодекса РФ российские организации, от которых налогоплательщики получают доходы, в частности в виде призов, признаются в отношении таких доходов налоговыми агентами и на них возлагается обязанность по исчислению и удержанию налога на доходы физических лиц. Пунктом 4 ст. 226 Налогового Кодекса РФ установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Поэтому при вручении банком своим клиентам призов в натуральной форме удержать налог невозможно. В соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового Кодекса РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог. В этом случае на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового Кодекса РФ обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц возлагается на самих налогоплательщиков, которые обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Пунктами 1 и 2 ст. 230 Налогового Кодекса РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты доходов, указанных в п. 28 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, должны вести учет таких доходов независимо от их суммы и представлять сведения об этих доходах в налоговый орган по месту учета по форме N 2-НДФЛ в течение месяца после получения таких доходов. Как установлено судом Сбербанк России на основании ст. 224 и ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации подало в налоговую инспекцию по месту жительства истца сведения о размере её дохода (стоимости приза) с указанием ставки налога 35 %. Налоговый орган, в свою очередь направил истцу Овсянниковой З.И. налоговое уведомление №... от Дата 4 на уплату налога на доходы физических лиц за 2007 год, произведя расчет в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ: - сумма дохода <данные изъяты>, сумма облагаемого дохода <данные изъяты>, ставка налога 35 %, сумма налога <данные изъяты> по срокам уплаты Дата 5 и Дата 9 по <данные изъяты>. Согласно платежным квитанциям начисленный налог в сроки и размере, указанные в налоговом уведомлении истцом Овсянниковой З.И. уплачены. Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что стимулирующая лотерея, в результате которой истец получил приз - золотой слиток, является формой рекламной акции, адресованной неопределенному кругу лиц, проводимой *** банком Сбербанка России на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и республики Башкортостан в период с Дата 1 по Дата 2 с целью рекламы Сбербанка России и услуг оказываемых Банком, действие акции было направлено на выполнение установленных показателей бизнес -плана, повышение заинтересованности населения в размещении и сохранении своих сбережений на счетах Банка, привлечение новых клиентов на обслуживание и как следствие позиционирование Сбербанка России как лидера рынка и сохранение конкурентных позиций среди коммерческих банков, а следовательно доход, полученный физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее, подлежит обложению НДФЛ по ставке 35%. Собственная трактовка истцом норм действующего законодательства - Налогового Кодекса РФ, Закона «О лотереях», Закона «О рекламе», не является основанием для удовлетворения заявленных ею требований. Таким образом, в удовлетворении иска Овсянниковой З.И., следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В иске Овсянниковой З.И. к ОАО «Сбербанк России», Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №... по Челябинской области о возврате из бюджета денежной суммы вследствие необоснованного начисления налога по повышенной ставке, отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд гор. Магнитогорска. Председательствующий