Дело № 2-2226/ 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации дата Правобережный районный суд гор. Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего Хибаковой Л.В., при секретаре Патрикеевой А.Л. с участием представителя истца Марайкина С.И. представителя третьего лица Куршиной Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Старикова К.Н. к ООО «Натали Тур» о взыскании убытков и компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей У С Т А Н О В И Л : Стариков К.Н. обратился в суд с иском к ООО «Натали Тур» о взыскании убытков и компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей, в обоснование заявленных требований указывая на то, что он имея желание приобрести турпутевку в Турцию, обратился в ООО «Четыре сезона», где ему предложили приобрести путевку по системе «***», поясняя, что по данной системе он будет заселен в любой из 5-ти звездочных отелей. Категория отеля для него имела существенное значение. дата он в полном объеме оплатил заказанную турпоездку. дата с семьей он прибыл в Турцию, где был заселен в отель “***”, который является 4-х звездочным, территория отеля маленькая, не озелененная. Питание и обслуживание соответствовало 3-х звездочному отелю. Он сразу обратился с претензией к гиду туроператора «Натали Тур». Гид признал обоснованность претензий и пообещал положительно разрешить вопрос, но вопрос с переселением не решил. дата он обратился в ООО «Четыре сезона» где покупал путевку, и ему рекомендовали отправить письменную претензию, что он и сделал, обозначив свои проблемы. По пришествию 5 суток, условие договора о размещении в 5-ти звездочном отеле было исполнено, в качестве возмещения материального и морального вреда он предложил ответчику продлить ему путевку на 2 дня, но ответа не получил. Тур составлял 10 дней (9 ночей), большую часть которого он был вынужден вести поиск гида, вести переговоры с ним, туроператором, не мог распаковать вещи, так как шла речь о переезде из одного отеля в другой, находился с семьей в стрессовом состоянии. По окончании отдыха обратился к туроператору с очередной претензией, в которой предложил возместить ему ущерб в размере <данные изъяты> рублей, либо предоставить ему скидку на следующую поездку в размере <данные изъяты>. В ответ на его претензию дата ответчик признал свою вину, но объяснил все сбоем в системе бронирования иностранного партнера. На основании Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах туристической деятельности», просит суд взыскать с ответчика денежную сумму за нарушение договора в размере <данные изъяты> рублей, из расчета нарушений за 5 дней, что составляет половину от стоимости путевки, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Истец Стариков К.Н. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела по существу был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Марайкин С.И., действующий на основании доверенности от дата, в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал полностью. Представитель ответчика ООО «Натали Тур» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела по существу был извещен, представлен письменный отзыв, согласно которого заявленные исковые требования истца не признает. Представитель третьего лица ООО «Четыре сезона» - директор Куршина Е.А., в судебном заседании возражений по заявленным требованиям не имела, подтвердив, что отель “***” в который был заселен истец не соответствует забронированному туру по условиям «***», разрешение требований материального характера оставила на разрешение суда, указывая, что в оплаченную истцом стоимость, входит непосредственно услуги по проживанию и обслуживанию в отеле, авиоперелет, трансферт групповой, услуги гида, страховка Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям: Согласно субагентскому договору № № от дата ООО «Четыре сезона» как субагент, через агента работает с тураператором ООО «Натали Тур». Согласно договора № оказания услуг по подбору и бронированию тура от дата, ООО «Четыре сезона» и Стариков К.Н. заключили указанный договор по которому предметом договора является оказание Турагентом услуг Заказчику по подбору, бронированию и оплате туристического продукта (тура), потребительские свойства которого указаны в Заявке на бронирование. Из заявки на туристическое обслуживание от дата видно, что по заказу клиента Старикова К.Н., фирма бронирует туристическую путевку в Турцию на период с дата по дата 9 ночей (10 дней), отель по системе «***» категории <данные изъяты> размещение - тип номера ***, авиоперелет <адрес>, трансфер аэропорт- отель -аэропорт; медицинская страховка. Стоимость программы (в т.ч услуг) - всего <данные изъяты> рублей. Стариков К.Н. свою обязанность по оплате туристических услуг произвел, что подтверждается квитанцией от дата на сумму <данные изъяты> руб. ООО «Четыре сезона» в свою очередь, также произвело бронирование турпродукта и его оплату, что подтверждается туристической путевкой и квитанцией от дата Согласно ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I Как установлено судом, Стариков К.Н., а также члены его семьи (указанные в списке туристов) по прибытию дата в Турцию туроператором ООО «Натали Тур» в нарушении условий договора были размещены не согласно договора в отделе категории <данные изъяты> по системе «***», а в отеле “***”, который является 4-х звездочным, что подтверждается распечаткой с сайта Туроператора ООО «Натали Тур», пояснениями представителя третьего лица, а также не оспаривалось ответчиком в ответе на претензию. Ч.1 ст. 495 ГК РФ обязывает продавца предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Согласно ст. 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды; свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи; возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи; беспрепятственный доступ к средствам связи. Из объяснения представителя истца, текста искового заявления, а также претензии следует, что условия договора, а именно размещение в отеле категории <данные изъяты> были выполнены ответчиком только по происшествии 5 суток, а именно с дата Согласно ст. 9 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. Согласно ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы (главы 39 ГК РФ) применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса. Реализация туристского продукта, в силу ст. 10 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. При этом, под туристским продуктом, в соответствии со ст. 1 указанного Закона РФ, понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Как установлено в ст. 6 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право, в том числе, на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии ч. 1 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Истец Стариков К.Н. в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства того, что в результате размещения его в 4 -х звездочном отеле, он понес убытки на сумму <данные изъяты> рублей, расчет произведенный истцом не отражает размер убытков, поскольку полная стоимость тура включает в себя комплекс услуг по перевозке и размещению, услуги по авиоперелету, трансферу, страховки предоставления питания были оказаны истцу. Требования об уменьшении цены оказанной услуги не заявлен, соответствующий расчет, истцом не предоставлен. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании убытков в сумме <данные изъяты>, суд не находит. В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Доводы ответчика ООО «Натали Тур» изложенные в отзыве на исковое заявление, об отсутствии виды в действиях, ссылка на положения ст. 401 ГК РФ, и указание на то, что размещение истца в отделе иной категории, чем предусмотрено договором, произошло по вине иностранного партнера, не могут быть приняты судом. В ходе судебного разбирательства установлено, что условия договора касающиеся условий проживания (размещения в отеле 5*) было нарушено, что как следствие нарушило права истца, как потребителя услуг (туристического продукта), на полноценный отдых в комфортабельных условиях, предусмотренных договором. На основании ст. 15 Закона предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Истец оценивает компенсацию морального вреда, причиненного ему в результате нарушения договора, в виде денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей, ссылаясь на то, что в течении пяти дней она находился в стрессовом состоянии, вынужден был вести поиск гида, вести переговоры с туроператором, не мог распаковать вещи, так как решался вопрос о переезде, испытывал неудобства, связанные с лишением полноценного отдыха в комфортабельных условиях, предусмотренных договором. В силу положений ст. 151 ГК РФ, ст. 13, 15 Закона о защите прав потребителей, ст. 6 Закона об основах туристской деятельности в пользу истца с ответчика следует взыскать денежную компенсацию морального вреда. Однако, при определении размера денежной компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости и полагает, что взысканию подлежит денежная компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за моральный вред понесенный истцом в результате оказанной услуги ненадлежащего качества. В силу ст. 103 ГПК РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика в доход государства. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Взыскать с ООО «Натали Тур» в пользу Старикова К.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, в остальной части иска отказать Взыскать с ООО «Натали Тур» в доход государства с зачислением в местный бюджет, государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Правобережный районный суд гор. Магнитогорска. Председательствующий - Л.В. Хибакова
"О защите прав потребителей"Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
"О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) предусматривает, что Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"