Решение об отказе в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме `Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья`



Дело № 2-150\12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата                                       г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                                                 Керопян Л.Д.

при секретаре                                                             Груниной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гирич И.И. к Администрации города Магнитогорска о признании незаконным, отмене постановления главы города Магнитогорска об отказе в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья»,

УСТАНОВИЛ:

Гирич И.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Магнитогорска о признании недействительным и отмене решения об отказе молодой семье в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, включении в программу 2011-2015 гг., ссылаясь на то, что в сентябре 2011 года она обратилась в Администрацию г.Магнитогорска с заявлением о включении ее семьи в состав участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Дата 3 ответчиком принято решение об отказе в постановке на учет, ссылаясь на то, что обеспеченность составляет 24,2 кв.м. на каждого человека, что превышает учетную норму по г.Магнитогорску - 13,5 кв.м. По адресу: г.Магнитогорск, Адрес 1 прописаны она и супруг; фактически они проживают по адресу: г.Магнитогорск, Адрес 2. В соответствии с подпрограммой членами семьи признаются постоянно проживающие супруг, дети. В противоречие этому в расчет включена площадь других собственников жилого дома. Просит признать незаконным и отменить Постановление главы г.Магнитогорска №... от Дата 1; возложить на ответчика обязанность поставить ее семью на учет в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 гг.

2

Впоследствии истец представила суду дополнительное заявление, в котором уточнила, что она претендовала и претендует на включение ее в подпрограмму «Предоставление работникам бюджетной сферы социальной выплаты на приобретение или строительство жилья». На момент подачи заявления на получение субсидии она не имела своей жилплощади, учетная норма в отношении нее составляет менее 13,5 кв.м. Просит признать незаконным и отменить Постановление главы города Магнитогорска №... от Дата 1 «Об отказе Гирич И.И. о признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение жилья»; возложить на ответчика обязанность включить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по указанной подпрограмме.

          Истец Гирич И.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в исковом заявлении ошибочно указано о ее совместном проживании с супругом; фактически она и ее дочь Гирич К.И. проживают по адресу: г.Магнитогорск, Адрес 2, основным нанимателем которой является ее (Гирич И.И.) мать. В указанной квартире зарегистрированы ее (Гирич И.И.) мать, отец, сестра и племянник. Квартира по адресу: г.Магнитогорск, Адрес 1 принадлежит на праве собственности: ей - Гирич И.И. (1\5 доля в праве), ее дочери - Гирич К.И. (1\5 доля в праве), ее маме И.З.С. (2\5 доли в праве), ее тете - Г.Г.С. (1\5 доля в праве); зарегистрированы в этой квартире она и дочь вдвоем; фактически проживают ее (Гирич И.И.) родители, ее сестра с мужем и ребенком. Расчет ответчика о ее нуждаемости находит неверным; она полагает, что площадь квартиры в Адрес 1 следует разделить на 5 долей: 48,4 кв.м.: 5 = 9,6 кв.м., а потому ее обязаны признать нуждающейся в предоставлении социальной выплаты.

          Представитель ответчика Администрации города Магнитогорска - Жарко Н.Г., действующая на основании Доверенности №... от Дата 6, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела по существу извещена надлежащим образом, предоставлены письменные возражения, исковые требования не признала.

           3-е лицо - Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв.

3

          Судом к участию в деле в качестве 3-го лица привлечена Гирич К.И., которая в судебном заседании не имела возражений в удовлетворении исковых требований истца.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Ю.И.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 года № 250-П утверждена Областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» В Челябинской области на 2011-2015 годы, в перечень которой входит программа «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» (далее Подпрограмма).

Основной целью подпрограммы является государственная поддержка работников бюджетной сферы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются работники бюджетной сферы, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких работников нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признание работников бюджетной сферы нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме осуществляется органами местного самоуправления на основании документов, указанных в п.22 Подпрограммы.

Судом установлено, что Дата 8 Гирич И.И. обратилась с заявлением к Главе г. Магнитогорска, которым просила признать её нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы».

Согласно п. 5 Подпрограммы «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» Областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье -

4

гражданам России» в Челябинской области на 2011 - 2015 годы (утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 16.10.2010 г. № 250-П) (далее по тексту подпрограмма) участниками подпрограммы могут быть граждане РФ, постоянно проживающие на территории Челябинской области и отвечающие следующим требованиям:

1) гражданин является:

работником областного или муниципального бюджетного учреждения, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;

работником государственного органа Челябинской области, замещающим должность, которая не является должностью государственной гражданской службы (далее именуется - работник государственного органа);

работником органа местного самоуправления, в том числе муниципальным служащим;

сотрудником органов внутренних дел, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;

сотрудником учреждения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержание которого осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджетов;

2) наличие у гражданина непрерывного стажа работы в бюджетном учреждении, государственном органе или органе местного самоуправления не менее трех лет.

Под непрерывным стажем работы применительно к условиям подпрограммы понимается стаж работы в бюджетных учреждениях за последние три года. Трудовой стаж гражданина считается непрерывным в случае увольнения и устройства на работу в другое бюджетное учреждение в течение двух месяцев;

3) гражданин признан органами местного самоуправления нуждающимся в предоставлении социальной выплаты;

4) гражданин имеет собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Членами семьи работника бюджетной сферы - участника подпрограммы - признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

5

Согласно п. 22, 24 Подпрограммы - признание работников бюджетной сферы нуждающимися в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления.

Отказ в признании работника бюджетной сферы в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты допускается в случае, если:

1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 22 подпрограммы;

2) представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья;

3) работник бюджетной сферы в течение последних пяти лет совершил действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признан нуждающимся в предоставлении социальной выплаты.

Решение об отказе в признании работника бюджетной сферы нуждающимся в предоставлении социальной выплаты должно содержать основания такого отказа и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Решение о признании работников бюджетной сферы нуждающимися в предоставлении социальной выплаты осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В силу п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ведение учета указанных граждан осуществляют органы местного самоуправления

Основания, по которым граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо в улучшении жилищных условий оговорены в ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Часть 1 ст. 51 ЖК РФ определяет, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по

6

договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением главы города Магнитогорска №... от Дата 1 Гирич И.И. было отказано в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Предоставления работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», в связи с тем, что последней не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; обеспеченность общей площадью жилого помещения Гирич И.И. и совместно проживающих членов семьи составляет 24,2 кв.м. на человека, что превышает установленную Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 года № 13 по городу Магнитогорску, в размере 13,5 кв.м. (л.д.5).

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из представленных ответчиком возражений, свое решение об отказе Гирич И.И. в признании нуждающейся, администрация города Магнитогорска мотивировала тем, что истица и члены ее семьи имеют на праве собственности, зарегистрированы и проживают в жилом помещении,

7

расположенном по адресу: г.Магнитогорск, Адрес 1 общей площадью 48,4 кв.м.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в её конституционно - правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Условия реализации права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривают определенные организационно - учетные правила, в том числе условие о наличие у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан.

В силу ч. 6-8 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При этом разрешает дело в пределах предмета заявленных требований.

В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня принадлежащих им на праве собственности, определение уровня

8

обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлено, что истец и ее дочь Гирич К.И. фактически проживают в муниципальной квартире, расположенной по адресу: г.Магнитогорск, Адрес 2 общей площадью 31, 00 кв.м. Зарегистрированы в этой квартире родители истца И.И.А., И.З.С., сестра истца И.Л.И., племянник истца И.Э.Э.

Факт проживания истца и ее дочери по указанному адресу подтверждается актом ЖЭУ №... ООО «ЖРЭУ №...» г.Магнитогорска от Дата 4 (л.д.9); факт регистрации в указанной квартире родителей, сестры и племянника истца - выпиской из лицевого счета №... и справкой МП «ЕРКЦ» от Дата 5.

Также судом установлено, что истец и ее дочь Гирич К.И. зарегистрированы вдвоем по адресу: г.Магнитогорск, Адрес 1, площадь указанной квартиры составляет 48,4 кв.м.

Собственниками квартиры в Адрес 1 являются:

- истец - 1\5 доля в праве (1\5 доля в праве);

- дочь истца Гирич К.И. (1\5 доля в праве);

- тетя истца Г.Г.С. (1\5 доля в праве);

- мать истца И.З.С. (2\5 доли в праве).

Указанные обстоятельства подтверждены копиями Свидетельств о государственной регистрации права в отношении указанных лиц.

Таким образом, при расчете общей площади жилого помещения, приходящегося на долю истца и ее дочери, следует суммарно учитывать жилую площадь, собственником которой они являются, и жилую площадь, где фактически они проживают, поскольку такой порядок предусмотрен действующим законодательством (статьи 31, 69 ЖК РФ, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»).

Расчет следующий:

9

По адресу: г.Магнитогорск, Адрес 2 зарегистрировано 4 человека, фактически проживает 2 человека: 31 кв.м (общая площадь квартиры) : 6 человек = 5,17 кв.м. - на одного человека. При этом Гирич и ее дочь проживают в указанной квартире с согласия ОКН, как члены семьи, а каждый зарегистрированный вправе проживать на указанной жилой площади.

По адресу: г.Магнитогорск, Адрес 1: 48,4 кв.м. : 5 долей в собственности = 9,6 кв.м. х 4 доли (доли истца, ее дочери и матери, поскольку тетя не является членом семьи) : 3 человека = 12,9 кв.м. (доля одного человека).

При этом суд полагает, что папа истца, ее сестра с мужем и ребенком, проживающие в Адрес 1, не являются членами одной семьи с истцом и не могут быть включены при расчете общей площади, приходящейся на одного человека.

5,17 кв.м. + 12,9 кв.м. х 2 чел. = 36,14 кв.м. : 2 человека = 18,7 кв.м., что более учетной нормы по г.Магнитогорску.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Следовательно, для признания незаконными оспариваемых решений и действий государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законны интересов заявителя.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно

10

возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом указанные обстоятельства не установлены.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Гирич И.И. в удовлетворении требований следует отказать по существу заявленных требований.

Доводы представителя ответчика о том, что истец пропустила срок для обжалования постановления главы города Магнитогорска №... от Дата 1, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ч.1 ст.54 ГП РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.ст.1,2 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 года каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К действиям государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, принятия решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия для осуществления его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Свидетель Ю.И.А. - сотрудник МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорска» показала в судебном заседании, что копия Постановления

11

главы горда Магнитогорска №... от Дата 1 вручена Гирич И.И. Дата 3.

Справкой МАУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг города Магнитогорска» от Дата 7 (л.д.29) указанное обстоятельство подтверждено.

Заявление Гирич И.И. поступило в суд Дата 2.

Таким образом, заявителем не пропущен процессуальный срок для обращения с заявлением в суд.

Несмотря на то, что Гирич обратилась в суд в порядке искового производства, фактически ее требования вытекают из публичных правоотношений, поскольку подлежат защите права и свободы граждан, несогласных с решением должностного лица.

При вынесении решения суд руководствовался главой 25 ГПК РФ.

Правильное определение судом вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которого вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Гирич И.И. в удовлетворении заявления к Администрации города Магнитогорска о признании незаконным и отмене Постановления главы города Магнитогорска №... от Дата 1 «Об отказе Гирич И.И. и членам ее семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий по подпрограмме «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья» по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 годы, обязании включить в список нуждающихся в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья по Областной целевой программе «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011 -2015 года, отказать.

12

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий: