Дело № 2-604/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской ФедерацииДата г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Никитиной О.В.
при секретаре Михайловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сатушева Антона Петровича к Администрации г. Магнитогорска об отмене постановления Администрации г. Магнитогорска, о признании молодой семьи, нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», об обязании Администрации г. Магнитогорска включить молодую семью в очередь на предоставление социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»
УСТАНОВИЛ:
Сатушев А.П. обратился в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска об отмене постановления Администрации г. Магнитогорска, о признании молодой семьи, нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», об обязании Администрации г. Магнитогорска включить молодую семью в очередь на предоставление социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», мотивируя требования тем, что постановлением Администрации г. Магнитогорска от Дата 4 №... ему было отказано в признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что площадь занимаемых жилых помещений, приходящаяся на каждого члена семьи, превышает установленный размер. Считает данный отказ незаконным, полагает, что имеет право на получение социальной выплаты на приобретения жилья.
Истец Сатушев А.П. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, пояснил, что они с супругой, его родителями и дочерью, проживают по адресу Адрес 1, площадью 65,8 кв.м. Его родители членами его молодой семьи не являются, ведут отдельное хозяйство, имеют собственный, отдельный от его семьи бюджет. Его сестра только зарегистрирована в квартире, но фактически проживает в жилом помещении, по адресу Адрес 2 принадлежащем на праве собственности его отцу. Квартира, где он проживает, была выделена матери. Он прописан с 1990 годов, как член семьи нанимателя. После заключения брака была зарегистрирована его супруга. В 2009 года квартира была приватизирована на мать, на него, и на его дочь.
Представитель ответчика - Администрации г. Магнитогорска в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что Истцом при предоставлении документов для участия в подпрограмме, была предоставлена справка, согласно которой членами его семьи являются супруга, дочь, родители, сестра. Документов, подтверждающих пояснений истца и заинтересованных свидетелей – его родителей о том, что они ведут раздельное хозяйство, не имеется. В случае ведения раздельного хозяйства граждане имеют право разделить лицевые счета. Таких доказательств не представлено. Истец ссылается, что членами его семьи являются только его супруга и дочь. Учитывая, что истцу и его дочери принадлежат по 2\3 доли в квартире по Адрес 1, то на каждого члена его семьи приходится 14,62 кв.м., следовательно, нуждаемость также отсутствует. Считает, что постановление законно и обоснованно.
Третье лицо – Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Третье лицо – С.А.Д. надлежаще извещена, в судебное заседание не явилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 года была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище», которая включает в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области № 969 от 21.12.2007 года принята «Областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», включающая в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищный условий».
Основной целью указанных подпрограмм является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Признание молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты, а также участниками подпрограммы и ведение их учета осуществляют органы местного самоуправления.
В силу п.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также ведение учета указанных граждан осуществляют органы местного самоуправления.
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области является государственным заказчиком подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
Участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищный условий» может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
В судебном заседании установлено, что Дата 1 Сатушев А.П. обратился с заявлением к главе города г. Магнитогорска о признании его семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» ОЦП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы.
Дата 4 постановлением №... от Дата 4 молодой семье Сатушева А.П. отказано в признании нуждающейся в предоставлении социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что молодой семьей предоставлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты. Обеспеченность общей площадью жилого помещения молодой семьи Сатушева А.П. в расчете на одного человека составляет 18,39 кв.м., что превышает учетную норму по г. Магнитогорску.
В основу отказа положено то обстоятельство, что молодая семья проживает в качестве собственников в жилом помещении, расположенном по адресу Адрес 1, общей площадью 65,8 кв.м. В квартире проживает 6 человек. Отцу истца принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу Адрес 2 общей площадью 44,54 кв.м. Обеспеченность молодой семьи общей площадью жилого помещения в расчете на 1 человека составляет (65,8 + 44.54)/6 = 18,39 кв.м., что превышает учетную норму по г. Магнитогорску, равную 13,5 кв.м, утвержденную Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 30.111.2005 года № 137.
Согласно условиям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программа «Жилище» социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам
Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
В силу п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285,
под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пп. 2 п.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела усматривается, что истец Сатушев А.П. с женой С.А.Д., дочерью С.Т.А., <данные изъяты> года рождения, зарегистрированы в Адрес 1 в г. Магнитогорске. Вместе с ними также зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении родители истца - С.П.Н. и С.Л.П. В данном жилом помещении зарегистрирована также Б.А.П., которая является сестрой истца.
Данное жилое помещение принадлежит на основании договора приватизации от Дата 3 по 1/3 доле истцу Сатушеву А.П., его дочери С.Т.А., его матери С.Л.П. Из договора приватизации следует, что право пользования данным жилым помещением сохраняет С.П.Н. и Б.А.П., который на момент заключения договора зарегистрированы и проживают по данному адресу.
В силу ст. 31 ЖК РФ К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из пояснений истца и свидетелей С.П.Н., С.Л.П. в судебном заседании следует, что родители истца проживают совместно в одной квартире, но ведут раздельное хозяйство, не являются членами одной семьи. Более данное обстоятельство ничем не подтверждено. Также из их пояснений следует, что в настоящее время сестра истца Б.А.П. проживает в квартире по адресу Адрес 2.
Общая площадь квартиры по адресу: Адрес 1, составлет 65,8 кв.м
Кроме того, С.П.Н. является также собственником двухкомнатной квартиры по адресу: г. Магнитогорск, Адрес 2, общей площадью 44,54 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от Дата 2.
Доводы истца части того, что молодая семья Сатушева А.П. состоит только из трех человек, и поэтому площадь жилых помещений, принадлежащих его родителям, в частности отцу, не должна учитываться при определении нуждаемости его семьи, суд считает несостоятельными, т.к. если учитывать площадь жилого помещения, принадлежащего членам молодой семьи, а именно ему и дочери С.Т.А., что составляет 43,86 кв.м (65,8/3Х 2) и разделить ее на трех членов молодой семьи, то на каждого будет приходиться 14,62 кв.м., что больше учетной нормы по г. Магнитогорску.
Суд также не может согласиться с доводами истца о незаконности учета жилой площади, принадлежащей отцу истца, поскольку такой порядок признания молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья предусмотрен действующим законодательством. В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поскольку семья истца проживает совместно с семьей его родителей, он был вселен как член их семьи, данная квартира была приватизирована после заключения брака истца с согласия всех членов семьи на мать истца, на него и его дочь, следовательно, при определении уровня обеспеченности следует учитывать суммарную площадь, в том числе приходящуюся на долю других лиц. Согласно справке, предоставленной ЕРКЦ, в квартире по Адрес 2, никто не зарегистрирован.
То обстоятельство, что истец обращался за признанием нуждающимися в получении социальной выплаты только в отношении супругов Сатушевых и их дочери, не является основанием для иного порядка расчета обеспеченности семьи жилой площадью.
Таким образом, на молодую семью истца Сатушева А.П. обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 18,39 кв.м., (65,8 + 44,54): 6.
В соответствии с "Административным регламентом предоставления администрацией города Магнитогорска муниципальной услуги по признанию гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма", утвержденным постановлением главы города Магнитогорска Челябинской области от 15.07.2009 N 6276-П, учетная норма жилой площади по городу Магнитогорску составляет 13,5 кв. м.
Поскольку общая площадь обеспеченности жилым помещением на одного члена семьи С.А.П. превышает учетную норму жилой площади по городу Магнитогорску, требования истцов о признании их семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья являются необоснованными.
В соответствии с п. 26 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы» основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) непредставление в полном объеме документов, указанных в пункте 24 указанной подпрограммы;
б) представление документов, не подтверждающих право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты;
в) совершение молодой семьей в течение последних пяти лет действий по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (кроме случаев переезда на постоянное место жительство в связи с изменением семейного положения).
Постановление главы г. Магнитогорска №... от Дата 4 «Об отказе молодой семье Сатушева А.П. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с тем, что молодой семьей представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, является законным и обоснованным.
Кроме того, поскольку Сатушевы обратились в администрацию города с заявлением о признании их семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты Дата 1 (л.д. 33), то они не могли быть включены в число участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2010 году, поскольку формирование списков работников областных и муниципальных бюджетных учреждений - участников подпрограммы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом, т.е. в 2010 году, было окончено до 01 сентября, предшествующего планируемому, т.е. до 01.09.2009 года (п.21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285). По условиям подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в 2010 году бюджетные средства на социальные выплаты по данной подпрограмме не предусмотрены и подпрограмма фактически в части привлечения новых участников подпрограммы с 01.09.2010 года прекратила свое действие, а потому сам факт признания или непризнания семьи нуждающейся в получении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», не может повлечь нарушения прав заявителей, так как этот факт не влечет для молодой семьи никаких правовых последствий.
Таким образом, независимо от издания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления, заявители в силу момента обращения с заявлением об участии в подпрограмме, не получали права на участие в подпрограмме. Поэтому издание оспариваемого постановления не может быть признано нарушающим права и законные интересы истца.
Новая подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы, не является продолжением подпрограммы, направленных на улучшение условий молодых семей, принятых на территории Челябинской области в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 22002-2010 годы.
На основании ст. 49,51 Жилищного кодекса РФ, постановления Законодательного собрания Челябинской области № 969 от 21.12.2007 года «О принятии областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы», руководствуясь ст. 12,167,194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сатушева Антона Петровича к Администрации г. Магнитогорска об отмене постановления Администрации г. Магнитогорска, о признании молодой семьи, нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», об обязании Администрации г. Магнитогорска включить молодую семью в очередь на предоставление социальной выплаты по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: