решение об отказе во взыскании задолженности по зарплате



Дело №2-2714/2010г.Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Магнитогорск 03 ноября 2010 г. Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:

председательствующего Филимоновой А.О.

при секретаре Филимошиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивухина Э.В. к ФБУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области о взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Сивухин Э.В. обратился в суд с иском к ФБУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области о взыскании задолженности по заработной плате, образовавшейся из-за переработанных часов, которые не были оплачены работодателем, что составило в 2007 году – 588 часов, а в денежном выражении - 90 420 рублей, в 2008 году - 621 час – 140 397 рублей, в 2009 году – 371 час – 117 421 рубль, просил взыскать заработную плату за сверхурочную работу за истекший период в сумме 348 238 рублей и компенсацию морального вреда 100 000 рублей.

В обоснование иска указано, что Сивухин Э.В. служил с 01 сентября 1998 года по 14 мая 2010 года в органах уголовно-исполнительной системы в ФБУ ИК-18 в должности фельдшера медицинской части, уволен в связи с выслугой срока службы, дающей право на пенсию с 14 мая 2010 года. На основании графика работы сотрудников медицинской части работал преимущественно сутки через двое, при этом не имел возможности покидать рабочее место в период времени отдыха за рабочие сутки в связи с интенсивностью несения службы, не имел возможности реализовывать перерыв на отдых, полагает, что работал все 24 часа в сутках по графику, поэтому совершил переработку за истекшие три года. После увольнения в августе 2010 года обращался в КТС ФБУ ИК-18 о выплате заработной платы за переработанные часы, решением комиссии от 13 августа 2010 года, требования были отклонены л.д.3-5). Расчет исковых требований истцом не представлен.

В ходе судебного заседания Сивухиным Э.В. представлялся расчет взыскиваемых сумм в размере 314 393,49 рублей л.д.14-16). Просил требования удовлетворить в указанном объеме.

В судебном заседании истец Сивухин Э.В., его представитель Ангольд В.В., действующая на основании доверенности от 24 мая 2010 года л.д.10), исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Ярушина Г.В., действующая на основании доверенности от 04 февраля 2010 года л.д.13), иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление, указав, что заработная плата Сивухину Э.В. рассчитана исходя из табеля учета рабочего времени, который ведется старшей медсестрой и подписывается начальником медицинской части. Согласно табеля учета рабочего времени истцу предоставлялось время отдыха за время суточного дежурства, указание на переработанное время в табеле за последние три года отсутствует. Из отзыва следует, что истец пропустил трехмесячный срок для обращения с иском в суд, поскольку последний раз о том, что ФБУ ИК-18 нарушило его права, он узнал 20 декабря 2009 года, с требованием о перерасчете заработной платы истец к работодателю обратился по истечении шести месяцев с указанного срока - 06 июля 2010 года, в комиссию по трудовым спорам предприятия – 04 августа 2010 года по истечении семи месяцев с того момента как узнал о нарушении своего права отзывл.д.17-18).

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела в судебном заседании и оценив их в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно ч.2,4,5 ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.99 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

С 01 сентября 1998 года по 14 мая 2010 года Сивухин Э.В. работал у ответчика в органах уголовно-исполнительной системы в ФБУ ИК-18 в должности фельдшера медицинской части, согласно контракта л.д.66-68, 77, 142-143).

Оплата труда работников ФБУ ИК-18 производится на основании ТК РФ и Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2006 года №376 л.д.78-97).

Согласно п.п.3 п.11 Положения, работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном размере часовой ставки. Работа в сверхурочное время может быть компенсирована другими днями и часами отдыха.

п.п.4 п.11 Положения предусмотрено, что в случаях, когда по отдельным категориям работников установлен суммированный учет рабочего времени, исчисление часовой ставки производится путем деления начисленного в расчетном периоде ОДС на количество рабочих часов по графику работы сотрудника, приходящихся на отработанное время л.д. 81).

Статьей 91 ТК РФ установлено, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником. Данная обязанность вытекает из необходимости соблюдения работодателем установленной законодательством предельной продолжительности рабочего времени в неделю.

Согласно п. 281 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 06 октября 2000 г., табель учета рабочего времени должен храниться в организации один год. Однако табель учета рабочего времени является документом, необходимым для исчисления и уплаты налогов, поэтому согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ должен храниться в течение четырех лет. В то же время табель является первичным учетным документом на оплату труда, поэтому срок его хранения не может быть менее пяти лет, что указано в ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 23.11.2009).

Затраты рабочего времени учитываются в табеле, или методом сплошной регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий, сверхурочных часов и т.п.).

Иного порядка ведения учета рабочего времени работника законом не предусмотрено.

Согласно п.п.3.5 Правил внутреннего распорядка учреждения, утверждаемых ежегодно приказом начальника ФБУ ИК-18 л.д.19-22), начальники отделов, частей, служб разрабатывают и утверждают начальником учреждения с учетом особенностей и специфики выполняемых работниками задач общие графики работы, в которых определяют режим работы подчиненными (время начала, окончания работы, перерыв на обед и отдых).

Согласно п.п.3.6 Правил, учет рабочего времени осуществляется начальниками отделов частей служб путем табулирования. Ответственность за правильный и своевременный учет рабочего времени возложена на начальников отделов частей служб л.д.20).

Согласно представленных истцом в подлинниках графиков работы сотрудников медицинской части на январь 2007г. - декабрь 2009 г. преимущественно Сивухин Э.В. работал в режиме сутки через двое л.д.37-65)

Согласно пояснений свидетеля К.В,А., начальника отдела труда и заработной платы в учреждении ФБУ ИК-18 действует режим 40-часовой рабочей недели. Расчет заработной платы осуществляется по табелю, составленному ответственным лицом, в табеле выставляется только отработанное время, время отдыха в табеле не фиксируется.

Суду представлены графики работы ответственного дежурного по медицинской части на 2009 год и 2008 года. Из анализа указанных графиков следует, что режим работы и распорядок дня атак же круг обязанностей, выполняемых за дежурство ответственным может разниться, неизменно: время начала работы, ее окончания и наличие перерывов на отдых, разниться их продолжительность и расположенность в пределах суток л.д.24-30)

Законодательно не установлена обязанность работодателя обеспечивать сохранность указанных графиков, т.к. основанием к начислению заработной платы указанные графики не являются. Требования трудового законодательства о ведении учета рабочего времени работников работодателем исполнено ведением табеля.

Согласно пояснений начальника медчасти ФБУ ИК -18 Душкаевой график работы сотрудников на месяц действительно составляется ей с учетом фактического наличия работников медчасти не находящихся в очередном, учебном отпуске и по иным причинам отсутствующих на рабочем месте. Перед началом рабочей смены до сведения работников доводиться действующий с учетом задач смены график работы ответственного дежурного по медчасти, ответственный дежурный по итогам смены пишет рапорт, где фиксируется происшествия за смену, кроме того отработанное сверхурочно время за сутки доводиться до ее сведения для корректирования табеля учета рабочего времени, с подобными заявлениями Сивухин Э.В. за время работы к ней не обращался.

Согласно табеля учета рабочего времени за январь – декабрь 2007 г., 2008 г., 2009 г. и табуляграмм, за спорный период Сивухину Э.В.. оплачено то количество рабочих часов, которое зафиксировано в табеле, ссылки на наличие часов сверхурочно отработанных в табелях отсутствуют, отдельной графой подсчитаны часы работы в ночное время л.д.100-135)

Представленный истцом распорядок дня л.д.32) основанием к начислению заработной платы за 24 часа суточного дежурства не является. Истцом не представлено доказательств того, что все обязанности указанные в распорядке, а также во всех вариантах графика работы ответственного дежурного по медчасти он исполнял ежесменно, кроме того, в силу индивидуальных особенностей не мог исполнять их в отведенное графиком время, а также не исполнял их по собственной инициативе во время предусмотренное на отдых.

Суд не может принять как допустимое и относимое доказательство показания свидетеля Б.С.А. о существующем в ФБУ ИК-18 режиме работы фельдшеров медицинской части практически в течение всего суточного дежурства без возможности отдохнуть, поскольку свидетель в спорный период 2007-2009 год в учреждении не служил, уволен 27 сентября 2004 года, показания его в следствии того относимыми к предмету спора являться не могут.

Согласно представленных истцом журналов рапортов ответственного дежурного по медчасти за 2007-2009 года действительно усматривается, что в ночное время истец оказывал медицинскую помощь содержащимся осужденным, при этом длительность отработанного сверхурочно времени в рапорте не указано, табель учета рабочего времени не содержит корректировок отработанного за сутки времени.

Суд приходит к выводу, что представленные журналы рапортов не содержат достоверных, а также достаточных сведений для исчисления заработной платы за фактически отработанное время истцу согласно его расчета за 24 рабочих часа в сутки.

Суд находит, что расчет, представленный истцом в судебном заседании 03 ноября 2010 года выполнен лишь за 2007-2008 года. Суд лишен возможности проверить правильность расчета взыскиваемой истцом суммы в полном объеме.

Вместе с тем суд усматривает, что количество задаваемых истцом при расчете фактически отработанных часов исчисляется из 24 часов в сутки за время каждого дежурства, поскольку доказательств работы истца в таком режиме за спорный период не доказано, суд представленный расчет как обоснованный принять не может.

Суд считает, что в силу ст.12, 56 ГПК РФ истцом не представлено достаточных, убедительных и достоверных доказательств наличия факта отработанных сверхурочно часов, их количества, а следовательно факта задолженности ответчика и ее размере перед истцом по заработной плате за сверхурочную работу за январь-декабрь 2007- 2009 года.

Разрешая ходатайство представителя ответчика о применении последствий пропуска Сивухиным Э.В. срока обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора, суд исходит из следующего:

Согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться за разрешением индивидуально трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Истец с начисленной ему заработной платой не соглашался еще за время работы в учреждении, в связи с чем, обращался в бухгалтерию и прежнему начальнику медицинской части, где ему было указано на специальный режим работы сотрудников ФСИН, а при несогласии с условиями труда было предложено уволиться.

Как пояснил истец за время работы с требованиями о взыскании сверхурочных, он не обращался, т.к. опасался преследования со стороны работодателя по службе, после увольнения в мае 2010г года получил консультацию у представителя о правомерности своих требований о взыскании оплаты за сверхурочную работу и в июне обратился к работодателю, получив отказ в августе 2010 года обратился в КТС, получив отказ КТС обратился в суд.

Полагал, что о нарушении своего права узнал в момент увольнения 14 мая 2010 года, в установленный трехмесячный срок обратился в уполномоченный орган для разрешения индивидуального трудового спора (КТС), поэтому трехмесячный срок для обращения за разрешением спора им не пропущен. На требованиях о восстановлении срока для обращения в суд не настаивал, т.к. полагал, что срок им не пропущен. Вместе с тем указал, что табуляграммы за каждый месяц получал на несколько дней позднее 20-го числа текущего месяца выплачиваемой зарплаты, за который расчет произведен, оплаченное время из табуляграмм усматривается.

В материалах имеется заявление Сивухина Э.В., датированное 07 июня 2010 года с требованием о перерасчете заработной платы исходя из фактически отработанного времени л.д.6)

Согласно ответа работодателя от 06 июля 2010 года Сивухину Э.В. рекомендовано обратиться в комиссию по трудовым спорам предприятия, представив доказательства обоснованности своих требований л.д.7)

В материалах имеется заявление Сивухина Э.В., датированное 4 августа 2010 года о перерасчете доплаты за фактически отработанное время в КТС ФБУ ИК-18л.д.8)

Согласно протокола заседания КТС от 13 августа 2010 года, принято решение об отказе в удовлетворении требований Сивухина Э.В. в связи с пропуском срока обращения в КТС. л.д.9)

В ст. 136 ТК РФ установлены порядок, место и сроки выплаты заработной платы.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Сроки выплаты заработной платы - не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Следует отметить, что ст. 136 ТК РФ устанавливает максимальные сроки между выплатами заработной платы и, следовательно, допускает возможность установить более краткие сроки, чем каждые полмесяца.

В связи с периодичностью выплаты заработной платы в ФБУ ИК-18 (получение окончательного расчета за месяц не позднее 20 числа текущего месяца) суд приходит к выводу, что о нарушении своего права на оплату сверхурочных часов Сивухин Э.В. должен был узнать 20 декабря 2009 года.

В суд истец и комиссию по трудовым спорам обратился по истечении установленного законодателем трехмесячного срока, 21 сентября 2010 года и 04 августа 2010 года соответственно, что является самостоятельным основание отказа в иске, уважительности причин пропуска срока обращения в суд истец не привел, опасение репрессий со стороны работодателя в связи с обращением в суд им надуманно, кроме того на восстановлении срока истец не настаивал.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении исковых требованиях Сивухина Э.В. следует отказать в полном объеме. Требование о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, как взаимосвязанное с основным требованием о взыскании заработной платы в удовлетворении которого отказано, кроме того, судом, нарушений со стороны работодателя прав работника не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Сивухина Э.В. к ФБУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области о взыскании по заработной платы за сверхурочную работу, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий: