решение о признании решения избирательной комиссии недействительным



Гражданское дело № 2-602/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата обезличена г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего Завьяловой Т.А.

с участием прокурора Матниной М.В.

при секретаре Имамбаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дьяченко В.В. о признании незаконным и отмене решения номер обезличен от дата обезличена окружной избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов об отказе в регистрации кандидатом, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов,

У С Т А Н О В И Л :

Дьяченко В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения номер обезличен от дата обезличена окружной избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов, об обязании окружной избирательной комиссии номер обезличен зарегистрировать его кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов. В обосновании заявленных требований указал, что дата обезличена выдвинул свою кандидатуру в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов по избирательному округу номер обезличен, дата обезличена представил в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, дата обезличена окружная избирательная комиссия номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов отказала в регистрации кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов своим решением номер обезличен от дата обезличена.

Дьяченко В.В. заявленные требования поддержал, пояснил, что окружной избирательной комиссией номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов отказано в регистрации его кандидатом в депутаты в связи с выявленными комиссией нарушениями в подписных листах. Комиссией установлено 9 недостоверных подписей избирателей согласно справке СА КСА ГАС «Выборы», 3 недостоверных подписи имеют не оговоренные исправления даты внесения подписи, в 2 недостоверных подписях дата не идентифицируется однозначно. Полагает, что в подписных листах избиратели выразили свою волю на выдвижение его кандидатом, никаких исправлений с его стороны в подписных листах не имеется, условия оформления подписей избирателями в подъездах, при плохом освещении повлияли на написание данных собственноручно избирателями в подписных листах, сведения об избирателях указаны лично избирателями в соответствии с документами, удостоверяющими личность.

Заинтересованное лицо - председатель участковой избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов Кудрявцев Ю.И. заявленные требования не поддержал, пояснил, что окружная избирательная комиссия номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов в составе 7 человек проголосовала единогласно за отказ в регистрации кандидатом Дьяченко В.В., так как в подписных листах кандидата в депутаты Дьяченко В.В. выявлено 14 недостоверных или недействительных подписей избирателей, что соответствует 11,3 %, при допустимых действующим законодательством недостоверных или недействительных подписях избирателей 10%.

Заинтересованное лицо - секретарь участковой избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов Шатилова М.И. заявленные требования не поддержала, пояснила, что окружная избирательная комиссия номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов в составе 7 человек действовала в соответствии с действующим законодательством, никаких нарушений закона допущено не было, все принимаемые комиссией документы были вручены в этот же день Дьяченко В.В. рабочая группа созданная комиссией из 6 человек, занималась проверкой, подписных листов, представленных кандидатом Дьяченко В.В. В результате проверки установлено 14 недостоверных или недействительных подписей избирателей в подписных листах, для регистрации кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов подписей представлено недостаточно.

Представитель участковой избирательной комиссии номер обезличен по выборам Магнитогорского городского Собрания депутатов Христовой А.В. по доверенности от дата обезличена заявленные требования не поддержал, пояснил, что окружная избирательная комиссия номер обезличен Магнитогорского городского Собрания депутатов в составе 7 человек действовала в соответствии с действующим законодательством, 9 недостоверных подписей в подписных листах кандидата в депутаты Дьяченко В.В. были установлены системным администратором КСА ГАС «Выборы» ФИО4 и указаны в справке, 5 недостоверных или недействительных подписей выявлены комиссией при проверке подписных листов, всего установлено комиссией 14 недействительных или недостоверных подписей, для регистрации кандидата необходимо 113 подписей, в подписных листах установлено только 109 достоверных подписей, что лишает избирательную комиссию возможности зарегистрировать кандидата.

Представитель заинтересованного лица Цепкина О.В. – Космынина О.В., по нотариальной доверенности от дата обезличена пояснила, что оснований для удовлетворения заявленных требований Дьяченко В.В. не имеется, нарушений избирательного законодательства в ходе работы окружной избирательной комиссии номер обезличен Магнитогорского городского Собрания депутатов допущено не было.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, исследовав в судебном заседании материалы дела, находит, что требования Дьяченко В.В. о признании незаконным и отмене решения номер обезличен от дата обезличена окружной избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов об отказе в регистрации кандидатом, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов удовлетворению не подлежат, в удовлетворении заявления Дьяченко В.В. следует отказать.

В соответствии с п. 2 ст. 3, п. 1, п. 2 ст. 32 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 45 п. 1 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заявитель Дьяченко В.В. дата обезличена выдвинул свою кандидатуру в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов по избирательному округу номер обезличен. дата обезличена представил в окружную избирательную комиссию номер обезличен подписные листы с подписями избирателей в папке номер обезличен на 14 листах, 28 страниц, с подписями 123 избирателей в прошитом и пронумерованном виде (л.д.10-15).

В соответствии с решением номер обезличен избирательной комиссии муниципального образования «Город Магнитогорск» от дата обезличена состав комиссии по округу номер обезличен сформирован из 7 человек (л.д.5-7), председателем окружной избирательной комиссии номер обезличен утвержден Кудрявцев Ю.И. согласно решению номер обезличен избирательной комиссии муниципального образования «Город Магнитогорск» от дата обезличена (л.д.8-9).

дата обезличена окружная избирательная комиссия номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов отказала в регистрации кандидата Дьяченко В.В. в депутаты своим решением номер обезличен от дата обезличена (л.д.23).

Суд считает, что окружная избирательная комиссия номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов при проверке сведений, указанных в подписных листах кандидата в депутаты Дьяченко В.В., действовала в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно протоколу окружной избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов номер обезличен от дата обезличена в ходе проверки избирательной комиссией сведений, представленных Дьяченко В.В. для регистрации кандидатом выявлены замечания к подписным листам кандидата Дьяченко В.В. Даты не идентифицируются однозначно (страница 3 под 2, страница 17 под 2), исправления даты внесения подписи специально не оговорены (страница 12 под 10, страница 18 под 7, страница 2 под 10) (л.д.21).

В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона от дата обезличена N 67-ФЗ в редакции Федерального закона от дата обезличена N 225-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Судом исследованы подлинные подписные листы в поддержку Дьяченко В.В., в подписных листах страница 3 под 2 написание даты избирателем ФИО5 не идентифицируется однозначно в написании месяца (л.д.12), написание даты страница 17 под 2 избирателем ФИО6 не идентифицируется однозначно написание года (копии подписных листов л.д.14).

В подписных листах в поддержку Дьяченко В.В. исправления даты внесения подписи специально не оговорены на странице 12 под 10 избирателем ФИО7 имеются исправления в написании года (л.д.13), на странице 18 под 7 избирателем ФИО8 внесены исправления в написании года (л.д.15), на странице 2 под 10 избирателем ФИО9 внесены исправления в написании месяца (л.д.11), внесенные исправления в подписные листы специально не оговорены.

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 и пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от дата обезличена N 67-ФЗ в редакции от дата обезличена законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В силу п.п. 6. п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов, списков кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов. В случае, если количество подписей не превышает 1000 подписей, проверке подлежат все представленные подписи.

В соответствии с п. п. 7 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" недействительными подписями также считаются подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист; если эти исправления специально не оговорены.

Судом установлено, что указанные избирательной комиссией в подписных листах в поддержку Дьяченко В.В., специально не оговоренные исправления, и даты внесения подписи, препятствующие однозначному восприятию имеются.

По справке системного администратора КСА ГАС «Выборы» Орджоникидзевского района г. Магнитогорска ФИО4 при проверке подписных листов, представленных выдвинутым кандидатом в депутаты по округу номер обезличен Дьяченко В.В., штатными средствами ГАС «Выборы» установлены не достоверные сведения о девяти избирателях, указанные в подписных листах сведения, не соответствуют сведениям, содержащимся в ПРИУР ГАС «Выборы». Справка системного администратора утверждена председателем избирательной комиссии муниципального образования «Город Магнитогорск» ФИО10 (л.д.20).

В п. 6 ст. 4 Федерального закона от дата обезличена N 20-ФЗ в редакции от дата обезличена "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" предписано обязательное применение ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС "Выборы" других автоматизированных систем и информационных технологий.

В силу п. 7 ст. 23 Закон Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы". Справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии Челябинской области, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

В силу п.п. 4 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области от 29.06.2006 N 36-ЗО в редакции от 29.10.2009) "О муниципальных выборах в Челябинской области" недействительными подписями также считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, справки, подписанной работником информационного центра избирательной комиссии Челябинской области, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенной председателем комиссии муниципального образования.

Доводы заявителя Дьяченко В.В. о том, что справка, составленная системным администратором ФИО4, не содержит даты изготовления, поэтому не может служить документом и приниматься избирательной комиссией во внимание, суд считает неубедительными.

В соответствии с требованиями п.п. 4 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" сведения, указанные в справке системного администратора в отношении 9 избирателей в подписных листах кандидата Дьяченко В.В. являются основанием для признания избирательной комиссией указанных подписей недействительными. Справка оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, которое требует утверждения справки председателем комиссии муниципального образования, справка системного администратора ФИО4 утверждена подписью председателя комиссии муниципального образования ФИО10 Законодателем не установлено требование обязательного указания даты составления справки.

Ходатайство Дьяченко В.В. в окружную избирательную комиссию номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов от дата обезличена о проверке сведений о гражданах, указанных в справке системного администратора, по базе данных Отдела УФМС РФ по Челябинской области, органах внутренних дел РФ, специализированных организациях, осуществляющих учет населения, а также в иных государственных органах, окружной избирательной комиссией номер обезличен передано в избирательную комиссию муниципального образования.

Суд считает, что нарушений избирательного законодательства окружной избирательной комиссией при проведении проверки подписных листов в поддержку Дьяченко В.В. не допущено, проверка сведений, указанных в подписных листах возложена на избирательную комиссию, рабочая группа провела надлежащую проверку. Действующее избирательное законодательство ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата определенным сроком, проверка проведена в установленный законом срок, не является обязанностью комиссии, а только правом проверка сведений по базе данных различных государственных органов. В силу требований п.п. 4 п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" избирательная комиссия в своей работе для проверки данных, указанных в подписных листах, использовала справку системного администратора, действия комиссии не противоречат закону.

Ни федеральное законодательство, ни закон области о выборах не исключают возможности проведения дополнительной проверки подписных листов, но в течение установленного законом срока для проведения такой проверки. Ходатайство Дьяченко В.В. о проведении дополнительной проверки было подано дата обезличена в окружную избирательную комиссию номер обезличен, комиссия приняла решение дата обезличена об отказе в регистрации кандидатом Дьяченко В.В., передав в вышестоящий избирательный орган на рассмотрение ходатайство Дьяченко В.В., нарушений прав заявителя комиссией не допущено.

Доказательств того, что сведения, указанные в справке системного администратора, не соответствуют действительности заявителем не представлено.

Фотокопии документов, удостоверяющих личность избирателей ФИО11, Дик Н.А., указанных в справке системного администратора, представленные в суд заявителем Дьяченко В.В., не являются достоверными доказательствами в соответствии с п. 3 и п.7 ст.67 ГПК РФ, так как суд не может считать доказанным обстоятельства, подтверждаемые только копией документа, оригиналы документов, удостоверяющих личность ФИО11 и Дик Н.А. суду заявителем не представлены.

Кроме того, две подписи избирателей (ФИО11 и ФИО20.) не влияют по существу на результат принятого решения избирательной комиссией об отказе в регистрации кандидатом Дьяченко В.В.

Положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возможность внесения каких-либо исправлений в подписные листы с подписями избирателей исключена, на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет.

Согласно п.п. 11. п. 9 ст. 23 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" при обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Из протокола об итогах проверки подписных листов кандидата в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу номер обезличен Дьяченко В.В. следует, что проверено 123 подписи, выявлено недействительных или недостоверных подписей 14, что соответствует 11,3 %, количество достоверных подписей составляет 109 (л.д.16). Достоверных подписей в подписных листах в поддержку Дьяченко В.В. недостаточно для регистрации кандидата.

Следовательно, окружной избирательной комиссией № 25 по выборам в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов по результатам проверки подписных листов кандидата Дьяченко В.В. принято законное и обоснованное решение об отказе в регистрации кандидатом Дьяченко В.В., так как количество недостоверных подписей в подписных листах кандидата превышает 10% допустимых недостоверных подписей, установленных законом.

Суд считает, что решение окружной избирательной комиссии номер обезличен об отказе в регистрации кандидата в депутаты Дьяченко В.В. принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений в ходе проверки подписных листов комиссией не допущено. Избирательная комиссия большинством голосов приняла решение о признании недействительными подписей избирателей в подписных листах, где имелись не оговоренные исправления и неопределяемая однозначно дата внесения подписи. Доводы Дьяченко В.В. в этой части судом проверены в полном объеме с изучением подлинных подписных листов, суд считает действия комиссии объективными и обоснованными, все указанные комиссией недостатки в подписных листах нашли подтверждение в судебном заседании.

Доводы Дьяченко В.В. о том, что избирательная комиссия принимала во внимание справку системного администратора, в которой изложены недостоверные сведения, суд считает несостоятельными. Окружная избирательная комиссия номер обезличен действовала в рамках закона, так как положения действующего законодательства о выборах предусматривают использование сведений ГАС «Выборы» и справка, подписанная системным администратором и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Принимая во внимание, что нарушений избирательного законодательства окружной избирательной комиссией номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов при проверке сведений, представленных Дьяченко В.В., и при вынесении решения об отказе в регистрации кандидата допущено не было, в удовлетворении требований Дьяченко В.В. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Дьяченко В.В. о признании незаконным и отмене решения номер обезличен от дата обезличена окружной избирательной комиссии номер обезличен по выборам депутатов Магнитогорского городского Собрания депутатов об отказе в регистрации кандидатом, об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Магнитогорского городского Собрания депутатов отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий:

Определением кассационной инстанции от дата обезличена решение оставлено без изменения.