Дело номер обезличенР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Магнитогорск дата обезличена
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области, в составе:
Председательствующего судьи Филимоновой А.О.
при секретаре Панаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецов Д.В. к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кузнецов Д.В. обратился с иском в суд к Министерству Финансов РФ о возмещении материального ущерба в виде неполученного заработка за время содержания под стражей в размере 283 714,4 рублей, и компенсации морального вреда в связи с незаконным осуждением, привлечением к уголовной ответственности и заключении под стражу в размере 1 500 000 рублей. В обоснование иска указал, что в отношении него дважды выносился неправосудный приговор о признании его виновным по ст.30 ч.3, ст.228.1 ч.3 п. «г» УК РФ, в результате чего он был приговорен к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет со штрафом в доход государства в размере 20 000 рублей. 23 марта 2010 года Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска постановлен оправдательный приговор в отношении Кузнецова Д.В., разъяснено право на реабилитацию. С момента задержания до вынесения оправдательного приговора в течение 1 года 7 месяцев истец содержался под стражей в следственном изоляторе, и в колонии строгого режима. Был лишен возможности свободно передвигаться, лишен нормального медицинского обслуживания, возможности получить квалифицированную медицинскую помощь в связи с заболеванием желудка. Сам факт нахождения под стражей за преступление которого не совершал, причинял Кузнецову Д.В. душевные страдания. Терял надежду на справедливость в связи с повторным вынесением обвинительного приговора. В связи с содержанием под стражей тяжело переносил расставание с родственниками, которые нуждались в его моральной и материальной поддержке, несли затраты на защитника Кузнецова Д.В., в связи с его участием при рассмотрении уголовного дела. (л.д.3-5)
Истец Кузнецов Д.В., его представитель, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Урываев В.И. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Министерства Финансов РФ - Воробьева Е.Л., действующая на основании доверенности (л.д.59), исковые требования не признала, указала, что истцом не доказан факт причинения ему физических и нравственных страданий незаконным осуждением.
Представитель третьего лица - Прокуратуры Челябинской области действующей на основании доверенности от 20 января 2011 года Матнина М.В. полагала требования в части суммы компенсации морального вреда завышенными, полагала разумным взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в пределах 20 000 рублей.
Определением Орджоникидзевского районного суда от 28 января 2011 года гражданское дело по иску Кузнецова Д.В. к Министерству Финансов РФ о возмещении материального и морального вреда в связи с незаконным содержанием под стражей, осуждением прекращено в части взыскания утраченного заработка.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав в судебном заседании представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право на свободу и неприкосновенность личной жизни (ст.ст. 22,23 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно положений ст.1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» говорится, что возмещение морального вреда производится, если нравственные и физические страдания причинены «действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права».
Моральный вред связан законом с посягательством на нематериальные блага (ст. 151 ГК).
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Установлено, что приговором Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 15 декабря 2008 года, Кузнецов Д.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.30 ч. 3 и ст. 228.1 ч.3 п. «г» УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 20 000 рублей.
15 июля 2009 года Президиум Челябинского областного суда удовлетворил надзорную жалобу адвоката Кузнецова Д.В., определение кассационной инстанции и приговор были отменены с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 05 октября 2009 года Кузнецов Д.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.30-3, ст.228.1 ч.3 п. «г» УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 20 000 рублей.
19 января 2010 года судебная коллегия по уголовным делам Челябинского областного суда удовлетворила кассационную жалобу адвоката Кузнецова Д.В., обвинительный приговор был отменен с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 23 марта 2010 года Кузнецов Д.В. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.30-3, ст. 228.1 ч.3 п. «г» УК РФ в связи с непричастностью к совершению преступления, освободив его из под стражи в зале суда, с признанием за Кузнецовым Д.В. в соответствии со ст.ст. 134,135 УПК РФ права на реабилитацию. 22 мая 2010 года указанный приговор вступил в законную силу.
Согласно материалов дела Кузнецов Д.В. был задержан по подозрению в преступлении 23 августа 2008 года, до освобождения его из зала суда 23 марта 2010 года, содержался под стражей в условиях следственного изолятора СИ-2 и колонии в течение 1 года 7 месяцев.
Из сведений медицинской карты Кузнецова Д.В. следует, что с жалобами на боли в желудке и повышенное давление за время пребывания в изоляторе с 25 августа 2008 года по декабрь 2009 года обращался к администрации учреждения неоднократно.
Суд соглашается с доводами истца, о том что он не мог получить медицинскую помощь, которая его удовлетворила бы по качеству исполненных лечебных процедур, поскольку в силу содержания под стражей удовлетворялся предоставленным медикаментозным лечением, был лишен выбора способа лечения и лечебного заведения.
Из сведений амбулаторной карты Кузнецова Д.В. следует, что за период содержания под стражей артериальное давление истца составляло 140/95, после освобождения на приеме у терапевта 28 января 2011 года артериальное давление Кузнецова Д.В. зафиксировано 170/100. Достоверных данных о том, что прогрессирует повышение артериального давления истца из-за переживаний в связи с незаконным осуждением указанные медицинские документы не содержат.
Компенсировать невиновному, неосновательно осужденному, пережитые физические и нравственные страдания в полном объеме невозможно. Но можно облегчить его положение, помочь вновь социально адаптироваться. Доказывать, что моральный вред наступил, излишне, сам факт обвинения в преступлении, которого человек не совершал, длительное лишение свободы, неоспоримо подтверждает это.
Невиновный, будучи неосновательно осужден, испытывает нравственные (моральные) страдания: он огорчен, подавлен, разочарован в справедливости правосудия, не верит, что судебная ошибка будет исправлена, переживает от того, что родные, друзья, сослуживцы огорчены произошедшим и теперь считают его преступником. Физические и нравственные страдания необоснованно осужденного, особенно если он лишен свободы и с ним обращаются как с преступником, бывают гораздо сильнее, чем переживания «имущественного характера» по поводу потери заработка, пособия и т.д.
Суду понятно, что при реабилитации такого лица денежное возмещение причиненного ему морального вреда может доставить некоторое утешение.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрена компенсацию морального вреда в денежной форме.
При этом, конечно, возмещение морального вреда не может быть эквивалентно действительным переживаниям и страданиям невиновно осужденного.
Закон не определяет, в каком размере должен быть возмещен моральный и физический вред в денежной форме.
Денежная компенсация должна носить реальный характер.
Суд полагает, что требования Кузнецова Д.В. о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в сумме 1 500 000 рублей завышены. Суд учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, и индивидуальные особенности потерпевшего (ст. 1101 ГК).
Суд учитывает, что Кузнецов Д.В. необоснованно обвинялся и был осужден за совершение преступления относимого к категории особо тяжких, в сфере незаконного оборота наркотиков, нуждаемость истца в психиатрической помощи и консультации специалиста после перенесенных страданий, возникших под влиянием обиды от несправедливости и условий содержания в местах лишения свободы; длительность лишения свободы –1 год 7 месяцев с содержанием в условиях изолятора приравненных к тюремному режиму и частично с содержанием в колонии строгого режима.
Суд, вместе с тем, принимает во внимание, что недееспособных иждивенцев на момент заключения под стражу и содержания там Кузнецов Д.В. не имел, по его утверждению в судебном заседании, ранее привлекался к уголовной ответственности и содержался в местах лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень и характер нравственных страданий Кузнецова Д.В., его индивидуальные особенности, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, а также принимает во внимание требования разумности и справедливости, считает, что с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ в силу положений ст.1071 ГК РФ в пользу Кузнецова Д.В. следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000,00 рублей, в остальной части иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузнецов Д.В. к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кузнецов Д.В. компенсацию морального вреда в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: