решениепо иску о признании права сосбтвенности на квартиру



Гражданское дело № 2-917/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата обезличена> г. Магнитогорск

Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего Завьяловой Т.А.

при секретаре Кузьминой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Ю.А к администрации г. Магнитогорска о признании права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Макарова Ю.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Магнитогорска о признании права собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 68,00 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен> В обоснование заявленных требований указала, что в <дата обезличена> на основании ордера <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Исполнительным комитетом Магнитогорского городского Совета народных депутатов, вселилась в спорную квартиру. В настоящее время пользуется квартирой на основании договора социального найма. Истец намерена приватизировать указанную квартиру, но право собственности Муниципального образования на данное жилое помещение не зарегистрировано и поэтому государственная регистрация перехода права собственности на данную квартиру истцу не проведена.

Просит признать за ней право собственности на квартиру по адресу: <адрес обезличен>

В судебном заседании Макарова Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в спорную квартиру вселилась в <дата обезличена> в связи с предоставлением жилья по ордеру, в <дата обезличена> на спорную квартиру заключен договор социального найма, жилье является муниципальным. В настоящее время нарушено её право на приватизацию данного жилья.

Ответчик - Администрация г. Магнитогорска, представитель о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.22-23). Дело рассмотрено в отсутствии не явившейся стороны.

В ранее представленном отзыве на исковое заявление возражений по иску не представил, указал, что администрация г. Магнитогорска не нарушила права истца, не чинила ему препятствий для осуществления законных интересов.

Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную установлен постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-РП «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 « О Гарантиях местного самоуправления в РФ». В приложении 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 3010-1 содержится перечень объектов государственной собственности, подлежащих передаче в муниципальную собственность, в том числе жилищный фонд. Объекты, указанные в Приложении 3, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.1997 года №15). Таким образом, указанный жилой дом является объектом муниципальной собственности в силу закона с 1993 года.

В соответствии с постановлением главы города от 28.08.1998 года № 222-П и распоряжением главы города от 07.07.2004 года № 3987-Р года спорный дом внесен в реестр объектов муниципальной собственности (л.д. 22-24).

Третье лицо – Макаров В.А. в судебном заседании не возражал по заявленным требованиям, пояснил, что в приватизации спорной квартиры участвовать не желает, так как ранее использовал свое право на приватизацию жилья.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в судебном заседании, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст.1, ч.1 ст.2 Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу ст. 18 Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений».

Статья 35 Конституции Российской Федерации провозглашает равное право всех граждан в получении в собственность жилья в порядке его приватизации, а ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации дает право всем гражданам требовать от органов государственной власти и местных органов самоуправления одинаковых правовых предпосылок для осуществления их права на жилище.

Судом установлено, что <дата обезличена> на основании ордера <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Исполнительным комитетом Магнитогорского городского Совета народных депутатов Макарова Ю.А. вселилась в трехкомнатную квартиру, общей площадью 68,00 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен> (л.д.10).

Данное обстоятельство судом установлено и сторонами не оспаривается.

В спорном жилом помещении зарегистрированы истец Макарова Ю.А., и её брат Макаров В.А. (л.д.12).

В <дата обезличена> между <данные изъяты> в лице заместителя директора М.Е.Ф., действовавшей от имени собственника жилого помещения г. Магнитогорск на основании доверенности № <номер обезличен> от <номер обезличен>, и Макаровым В.А. был заключен договор социального найма спорного жилого помещения <номер обезличен> (л.д.19).

В материалах дела имеется отказ <данные изъяты> о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, так как <адрес обезличен> отсутствует в реестре муниципальной собственности <адрес обезличен>, в связи с чем администрация <данные изъяты> не вправе распоряжаться указанным жилым помещением и передавать по договору приватизации (л.д. 6).

Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, годов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно Приложению 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов.

Объекты, указанные в Приложении 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991г. № 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Материалами дела установлено, что постановлением № <номер обезличен> от <дата обезличена> и распоряжением № <номер обезличен> от <дата обезличена> в муниципальную казну принято имущество от <данные изъяты> в состав данного имущества входит <адрес обезличен> (л.д. 25-26).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у администрации г. Магнитогорска возникло право муниципальной собственности на <адрес обезличен> в силу прямого указания закона. Следовательно, администрация <адрес обезличен> вправе распоряжаться данным объектом недвижимости, в том числе передавать его в собственность проживающих в нем граждан по договору приватизации.

Статья 217 ГК РФ предусматривает передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан. В данном случае речь идет о производном способе приобретения права собственности, к таковым в силу части 2 ст. 218 ГК РФ относятся иные сделки об отчуждении имущества. К числу таких сделок относится и приватизация – бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в соответствии с положениями Федерального Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно справке Областного центра технической инвентаризации право приватизации квартиры, находящейся по адресу: <адрес обезличен> по состоянию на <дата обезличена> не использовано (л.д.9).

Таким образом, суд считает, что за Макаровой Ю.А. следует признать право на бесплатное получение в собственность жилого помещения, общей площадью 68,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>

Право муниципальной собственности администрации <адрес обезличен> на жилое помещение, общей площадью 68,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен> следует прекратить.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Макаровой Ю.А. к администрации г. Магнитогорска о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать право собственности на жилое помещение, общей площадью 68,00 кв.м., расположенное по адресу: <адрес обезличен> за Макаровой Ю.А.

Прекратить право муниципальной собственности администрации <адрес обезличен>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200